Инфокам

Когнитивный модуль в психологии

Когнитивный модуль – термин, используемый в теории модульности ума (учении о том, что разум, по крайней мере частично, состоит из врожденных нейронных структур или модулей, которые обладают четко выраженными эволюционно развитыми функциями) и в теории естественного интеллекта. Когнитивный модуль является специальным инструментом или субблоком (совокупностью компонентов), который может быть использован другими структурами психики для решения познавательных задач.

Вопрос об их существовании и происхождении – важная тема в когнитивной науке и эволюционной психологии. Некоторые исследователи считают, что когнитивные модули выступают самостоятельной частью интеллектуальной сферы.Другие расценивают новые шаблоны мышления, обретенные с опытом, как когнитивные модули.

Имеются иные теории, подобные когнитивному модулю: когнитивное описание, когнитивные шаблоны,
гипноз и психологический механизм. Механизм, сформированный в процессе эволюции, известен как развитый (эволюционировавший) психологический механизм.

Примеры когнитивных модулей

Психотические расстройства: неконтролируемые зашкаливающие когнитивные модули

Многие распространенные психологические проблемы и личностные расстройства вызваны когнитивными модулями, протекающими бурно и бесконтрольно.

Лечение психотических расстройств, связанных с когнитивными модулями

Когнитивная гипнотерапия – психотерапевтический метод, который помогает людям лучше понимать существующие у них когнитивные модули, заставляющие делать определенные вещи, и обучает их альтернативным, более подходящим модулям, которые будут использоваться в будущем.

Психоаналитический взгляд на когнитивные модули

Согласно психоаналитической теории, многие когнитивные модули бессознательны и подавлены для того, чтобы избежать умственных конфликтов. Такой способ защиты предназначен для модулей, подавляющих осознание других конструктов. Бессознательные когнитивные модули могут влиять на наше поведение и оставаться неосознаваемыми.

Эволюционная психология

В исследовательском поле эволюционной психологии считается, что некоторые когнитивные модули наследуются, а некоторые создаются путем обучения. Но создание новых модулей путем обучения часто осуществляется с помощью унаследованных конструктов.

Например, способность управлять автомобилем или делать броски в баскетболе – приобретенные в ходе обучения, а не унаследованные модули. Но эти конструкты могут использовать наследуемые модули для быстрого определения траектории движений.

Существует некоторое разногласие между разными социологами касательно важности возможностей человеческого разума, связанных с унаследованными модулями. Эволюционные психологи утверждают, что другие социологи не согласны с тем, что некоторые модули частично унаследованы. Другие социологи убеждены, что эволюционные психологи преувеличивают важность унаследованных когнитивных модулей.

Память и творческое мышление

Очень важным аспектом того, как люди думают, является способность, столкнувшись с ситуацией или проблемой, находить более или менее похожий, но не идентичный опыт или когнитивные модули. Это можно сравнить с тем, что произойдет, если вы услышите звук фортепиано. Клавиша пианино, соответствующая конкретному музыкальному звуку, вибрирует. Но и другие соседние клавиши будут вибрировать, но в меньшей степени.

Как делает выбор человеческий разум – неизвестно. Но считается, что при столкновении с ситуацией или проблемой, одновременно активируется множество различных модулей, и разум выбирает наиболее полезные для понимания ситуации или решения проблемы.

Мораль и закон

У большинства законопослушных людей существуют когнитивные модули, которые не позволяют им совершать преступления. Преступники обладают иными модулями, запускающими противоправное поведение. Таким образом, когнитивные модули могут быть причиной как этичного, так и неэтичного поведения.

 


Exit mobile version