Если в первой был яркий немецкий колорит и даже русскую «Катюшу» артисты пели по-немецки, то вторая — чисто русская, шукшинская. В алтайской глубинке люди 60-70-х годов еще не вперили глаза в телевизор и интернет, не заткнули уши мобильниками, не очерствили души гламурными ценностями. Живут, как живется.
Мы видим, как две крестьянки и трое мужиков горюют и радуются, ссорятся и мирятся, пишут письма и заметки в газету, совершают неожиданные покупки, сотрясающие семьи финансово и морально. Каждый артист играет несколько ролей, порой противоположных, и, как сказано в программке, «сквозь юмор и иронию проступают трагические ноты человеческих отношений».
Когда-то Василий Макарович в перерывах между съемками, притулившись где-нибудь около пенька, шариковой ручкой на двухкопеечной школьной тетрадке писал свои рассказы. Такие емкие, яркие, с присущим писателю жизненным чутьем и зоркостью. Пять из них — «Микроскоп», «Мой зять украл машину дров», «Сапожки», «Раскас» «Сельские жители» стали основой поставленного Александром Штендлером спектакля «Светлые люди».
Я помню, в 1979 году волгоградский театр музыкальной комедии (тогда еще не оперы) показал в Камышине спектакль «Сладка ягода». Тоже по рассказам Шукшина. Там была резкая грань между эпизодами спектакля. Выходил ведущий, называл рассказ, объявлял имена артистов, объяснял происходящее. А сейчас у нас спектакль идет сплошным потоком, исполнители те же самые, в тех же костюмах и — о чудо, миг — и они уже другие люди, в других ситуациях. Артисты перевоплотились. Это трудно, но ведь удалось!
Я впервые серьезно всмотрелась в актрису Светлану Юдину. Перевоплощается до неузнаваемости. То нежная и ласковая, то лукавая и игривая, то злая и орущая… Всякая. Очень хорошо.
Дарья Манвайлер очень понравилась в спектакле «Городок провинциальный». Вот так надо любить мужа, чтобы даже телевизионная дива не смогла его совратить. В новом спектакле она в разных возрастах. Запомнилась наивная трогательная бабуся со своим внучком (арт. Петр Суханов). А он сам в другом эпизоде превосходен в роли обиженного тещей и женой кормильца семьи. Худой, хроменький, обозленный и невинно пострадавший. Молодец, Петр!
Николай Дубровин и Юрий Юдин ни в чем не уступают друг другу. И вместе с другими сплочены в единый ансамбль ярких самобытных личностей. Кстати, Дубровин, Суханов и Юдин и раньше играли в шукшинском спектакле. Это было в 2014 году. Тогда сказку «До третьих петухов» поставила у нас волгоградский режиссер Н.И.Голубева. Николай Дубровин был Иваном-дураком. Сейчас он значительнее и интереснее, роли позволяют.
Про Шукшина писали, что он словно растворяется в своих героях, смотрит их глазами. В спектакле это чувствуется. Артисты одухотворены, взволнованы, счастливы проникнуться великой литературой и играют, а вернее живут на сцене соответственно.
Оформил спектакль главный художник театра Александр Саблин. Очень уместно он использовал свою давнюю картину «Сеятель». Вникая в судьбы сельских жителей, мы ни на минуту не забываем, что они наши кормильцы. Ведь хлеб — всему голова. И уже как-бы с этими тружениками В.М.Шукшин повторяет свое крылатое выражение: «Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком».
Режиссеру-постановщику спектакля Александру Штендлеру удалось на малой сцене выразить большие, глубокие чувства в полном соответствии с заветом Л.Н.Толстого: «Театру нужно то, что просто и сильно, без завитушек».