По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года среди 1100 городов России 163 города имели численность населения более 100 тысяч жителей. Что же представляют из себя эти 163 города?
Один и тот же набор сетевых магазинов. Сетевики — что те хищники: поначалу вытеснили частные магазины с их лаконичной вывеской «Продукты», а затем стали захватывать квадратные метры недвижимости. С первых этажей зданий съезжают различные кафе и мелкие торговые точки и появляется универсам. Отдельно можно с горечью констатировать: зачастую сетевики занимают и бывшие библиотеки, и иные площади учреждений, в которые была натоптана народная тропа. Хотя закрытие подобных просветительских учреждений и выставление бывшего муниципального имущества на продажу — конечно, не их вина.
Сетевики идут дальше: они строят быстроводимые конструкции, которые также молниеносно превращаются в универсамы. Принцип «шаговой доступности» воплощается с пугающей «наступательностью». Это, видимо, носит определение «перехват потребителя как можно ближе к дому».
Политолог Виталий
Арьков из Волгограда пишет: «Вообще сетевой ритейл небольшого формата — как грибы после дождя. Покупательная способность снижается, потому и ассортимент убогий. Как и качество продуктов».
При этом рядовой житель вздыхает: «Набор товаров один и тот же! Все одинаково, не найти ничего другого!». И житель прав. Это раньше в фермерской лавке было мясо, копченое на настоящих опилках. А теперь здесь — сетевой магазин. А в нем мясо — с «жидким дымом»: какое ни пробуй — всё на вкус примерно одинаково. А фермерская лавка закрылась: аренда дорогая, налоги, то, сё...
Так не покупай продукты, говорят мне, покупай сразу еду. Ну, точно! И мы видим вторую разновидность торговых точек, поработивших города провинции. Они работают, как правило, по франшизе и реализуют псевдояпонскую кухню. Суши, роллы, довезем, доставим, ешь на месте... Таковых «точек» — превеликое множество — практически столько же, сколько сетевых магазинов.
Наконец, еще одна примета: «разливайки» пива. Любой географической «ориентации»: тут тебе чешский вариант, там — немецкий, а сям — любой другой. Здесь же рыба и весь прочий набор «закусочных деликатесов», вроде чипсов или соленых орешков. Эти магазины также готовы перехватывать возможного потребителя, буквально, у подъезда. Только зайди, только нацеди...
Понятно, что мир стремится к усреднению, а бизнес нацелен на получение выгоды. Сетевики давно расчистили себе площадки — хоть в продуктовой, хоть в любой другой сфере: например, продаже бытовой техники.
Но разве не усредняются при этом города? Где теперь их красивые и «интимные» уголки? Где их очарование и уникальность? Видимо, только в исторических центрах, хотя и там между колонн барокко и шатров русского зодчества прячутся все те же сетевые магазины. Но их хотя бы не особо разглядишь снаружи.
Такой настал век. Но жить в нем стало как-то не особо уютно. Может, поэтому часть россиян готовы бросить все и убежать в деревню. Теперь уже не «в глушь, в Саратов», потому что там практически то же самое, что в любом другом городе с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек. А именно в деревню, к своему гектару. Или это тоже миф?