Преобразования обусловлены Федеральным законом №338-ФЗ от 03.08.2018 и вводят новые обязанности сотрудников нотариальных учреждений. У россиян появилась возможность значительно быстрее и легче оформлять различные сделки.
В чем преимущество нововведений, и когда без нотариуса не обойтись?
Как пояснили в Управлении Росреестра по Волгоградской области, суть нововведений заключается в расширении функций и ответственности нотариуса, в частности вводятся новые правила регистрации недвижимости. С 1 февраля 2019 года в обязанности нотариусов входит регистрация прав в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). После заверения сделки с недвижимостью нотариус обязан самостоятельно и незамедлительно передать сведения в Росреестр.
Передача может быть осуществлена посредством электронной связи. Законом определен срок для отправки заявления и прилагаемого к нему документального комплекта – 1 день. То есть сведения должны поступить в Росреестр в течение текущего рабочего дня и не позднее его окончания. На случай перебоев с интернетом, технических проблем или других обстоятельств, законом предусмотрена возможность передачи документов на бумажном носителе. В этом случае срок увеличивается до 2 рабочих дней.
Важным изменением является то, что передача пакета документов об удостоверенных сделках в Федеральную службу государственной регистрации с 1 февраля 2019 года перестало быть отдельным нотариальным действием и входит в комплексную услугу сотрудников нотариата. Это означает, что регистрация права стала бесплатной. Нужно отметить, что в действующем законодательстве такая процедура могла быть осуществлена по просьбе лиц, совершающих сделку, за отдельную плату.
В чем преимущество нововведений
Изменения в законодательстве призваны решить сразу несколько важных для общества вопросов: свести к минимуму риски мошенничества; сократить сроки совершения сделок; сделать процедуру оформления более удобной. Работа нотариуса организована по принципу «одного окна». То есть, обратившись в нотариат, за один визит можно не только заверить сделку, но и зарегистрировать право собственности.
Личное обращение в Росреестр, МФЦ или к посредникам не потребуется. В случае необходимости подписи документов, она может осуществляться в присутствии нотариуса, который заверит цифровой документ своей УКЭП и тем самым придаст ему юридическую силу. Таким образом, клиентам не нужно получать квалифицированную электронную подпись. Это значительно сокращает время оформления сделок.
Следует знать, что за услуги правового и технического характера, как и прежде, придется платить.
Когда без нотариуса не обойтись
Не всегда оформить сделку с недвижимым имуществом можно без нотариуса. Законом предусмотрен ряд обстоятельств, когда это необходимо: если собственниками являются более одного человека; если один из собственников несовершеннолетний или находится под опекой; при оформлении договора ренты; при оформлении соглашения супругов о разделе имущества; сделки по отчуждению доли.
В остальных случаях можно обойтись простым письменным договором и самостоятельной регистрацией права в Росреестре.