При В.К. Геворгяне иногородние режиссеры появлялись постоянно, и мы имели возможность познакомиться с творческим почерком Владимира Коломака, Юрия Кокорина, Татьяны Лукомской, Анны Зайцевой, Олега Пронина и других деятелей искусства. Традиция гостеприимства продолжается.
Вот и появление театральной лаборатории по современной драматургии Государственного театра наций было встречено в Камышине с радостью, волнением, но без страха. Труппа сразу включилась в работу.
Пьеса Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» — о русской немке, сосланной в Сибирь с началом войны, о её нелегкой судьбе, созвучна с чувствами многих жителей Поволжья, в том числе и камышан. Молодой режиссер Андрей Цисарук беспроигрышно поручил роли главных героев заслуженной артистке России Татьяне Торощиной и опытному актёру Юрию Щербинину. Зритель трепетно следит за рождением и развитием их чувств. У людей, которым за семьдесят, это происходит трогательно и забавно.
Эскиз спектакля позволил ярко проявиться нашим ветеранам сцены — Лилии Дайнега, Галине Хвостиковой, Наталье Дорошенко. Говорливые деревенские кумушки.
Как это нередко бывает в жизни и уже не раз показано в кино и на сцене, дети и внуки влюблённых бабушек и дедушек ощетиниваются. Очень ярко и жестко это показывают артисты Светлана Юдина, Анна Ломако, Мария Клыпина, Николай Дубровин.
Главная прелесть спектакля даже не в игре артистов, а в отступлении от многих привычных театральных условностей. Нет ни декораций, ни подобающей мебели, ни выходов, ни уходов артистов. Практически вся труппа постоянно на сцене. Говорил, говорил, а потом отвернулся, замер... И тебя уже нет. Повернулся, ожил — и действие продолжается.
Зритель как бы сам должен выхватить и повнимательнее рассмотреть то, что именно ему интересно. Я всегда жалею артистов. Слушаю и сочувствую — как это можно за четыре дня выучить такую уйму текста. А ведь выучили, прониклись, перевоплотились! Как можно полчаса стоять, замерев в неудобной позе, когда говорят другие?
Но ведь стояли или сидели не шелохнувшись, превращаясь то в цветочную клумбу, то в подсолнуховое поле, то в фон для главных героев. А всё вместе динамично, эмоционально, задевает всех в зале. Из всей-то эротики — один единственный поцелуй, вызвавший гром аплодисментов.
А музыка? Когда все пьют, отвернувшись от зала, стакан за стаканом, звучит мощный сигнал национального бедствия. Звукорежиссер Лев Баженов знает каким звуком будить задремавшую совесть.
Спектакля превосходный! Быть ему на нашей сцене долго-долго и не терять свежести, свободы, эскизности, правды!