В середине прошлого века в Самаре, на улице Чкалова во время новогодней вечеринки девушка Зоя, обидевшись на неявившегося парня Николая, сняла со стены икону Николая Угодника и пошла с ней танцевать. И замерла, окаменела, не выпуская икону из рук. Городская легенда обросла очень разными толкованиями.
Для верующих это Божия кара за грех святотатства. Для психологов — потрясение из-за несостоявшейся любви. Для психиатров — кататонический ступор. «Стояние» якобы длилось от новогодия до Пасхи и закончилось смертью девушки. Дом на улице Чкалова стал местом паломничества, а пять лет назад рядом с ним поставили памятник Николаю Чудотворцу. Освятили его в день памяти этого святого 22 мая.
Наши гости из Губахи показали нам спектакль «Стояние Зои» 23 мая. За это хвалю. Всегда ратовала, чтобы камышинский театр соответствовал знаменательным датам. Мои впечатления настолько сложны и противоречивы, что я хочу дать слово профессиональным московским критикам, которые дружно выступали, квалифицированно разбирали спектакль при полном безмолвии камышинских зрителей.
Фамилии критиков были так невнятно названы, что я запомнила только имена — Анна, Мария, Жанна. Их отзывы привожу только отдельными фразами.
«В пьесе Александра Игнашова логические сбои, натягивание действия на мораль. Трудно определить время происшествия. Абстрактность, нелогичность».
«Театрального вранья не было, но не было и реальной истории. Не поняла, живы или умерли герои. Остаюсь на распутье разных дорог».
«Я не поняла, зачем это собрание общих мест и всех проблем? Нагромождение сюжетов. Проговоренная, а не пережитая драматургия».
«Таких пьес у нас будет много. Дурновкусие и пафос».
Совершенно со всем согласна. Не дай Бог, чтобы подобные пьесы попадали в репертуар камышинского театра. А об артистах-исполнителях скажу: сложнее играть в театре, которому всего 19, а не 110 лет. Но пусть и дальше дерзают, ищут и побеждают.
Мне понравились Елена Шарантай, Ксения Палешева, Виктор Яскевич, Сергей Горбунов.
Интересно, что Камышинский путешественник сейчас в Калининградской области, в городе Советске (бывший Тильзит). Еще в 1911 году театр Тильзита считался лучшим провинциальным театром Германии. В девяностые годы театр после некоторого затишья оживил, раскрутил и «вывел в люди» режиссер Евгений Жозефович Марчелли.
Это в самом деле лучший режиссер российской театральной провинции, заслуженный деятель искусств РСФСР. Сейчас он в Камышине возглавляет жюри фестиваля театров малых городов. Пожелаем Евгению Жозефовичу успехов в его, прямо скажем, непростом деле.