Лет двадцать назад, когда я частенько ходила в библиотеки, мы с ним встречались, разговаривали. Читала его статьи в «Лёгком дне».

Усман Алимбеков отличался от нас своей восточной наружностью, но был таким же родниковцем, журналистом, благожелательным слушателем библиотечных мероприятий. Инженером-механиком по основной профессии.

Честно говоря, очень удивилась, когда он подарил мне свою книгу. Не просто сборничек стихов или рассказов, а толстый белый том в 450 страниц. Тиражом в 300 экземпляров он был издан в типографии «Новый ветер» индивидуального предпринимателя Юрия Выдолоба.

Среди лиц, которых автор благодарил за помощь в издании книги, упомянут заслуженный артист России Николай Штабной. Прочла очень религиозный эпиграф, потом несколько страниц предисловия, страницу оглавлений тридцати трёх глав, но даже глава «Оргазм» меня не заинтересовала. От воинственного атеизма я тогда удалилась, но к религиозному, а тем более к эротическому мировоззрению не приблизилась. Так и стоял этот беленький том на полке «Камышинская литература» много лет.

И вот на днях читаю: «Камышанин Усман Алимбеков вступил в Союз писателей России». Как теперь не прочитать? Ведь с уходом из жизни В.Н. Мамонтова из «Родника» исчез единственный член Союза писателей России, а теперь этот пробел восстановлен. Браво, Усман!

В Волгограде книга «Асманкель» переиздана в красочной обложке с красивым горным пейзажем, характерным для Киргизии. Издана и вторая книга камышинского писателя «Сак». Автор ощущает себя стражем духовных основ особого направления в исламе — суфизма. Считает, что он «суфий в восьмом поколении, иногда пишущий, иногда созерцающий». Суфизм, возникший в VIII веке, ушёл от фундаментального ислама в сторону философии, психологии, мистики. Он мягче, терпимее к другим верованиям, к христианству.

Читаю и невольно соглашаюсь: только что родившегося ребёнка лучше не относить в другую комнату, в Киргизии это не принято. «Ведь мало кто из современных акушеров понимает, какой стресс получает родившееся существо божье, которое после выхода из материнского лона уносят в компанию таких же новорождённых и он остаётся один на один с миром непонятным и невиданным. А лёжа брюшком на животе мамы он не впадает в панику, а начинает любить мир, в который пришёл».

Анализируется и одухотворяется в книге каждое явление — рождение, становление, свадьба, похороны и т.д. И всё так убедительно. Мне уже не кажется кошмаром наличие у киргиза четырёх жён. Семнадцатилетнего парня женят на зрелой женщине. Она всё по дому делает, родителей уважает, мужа любит всей душой. Лет через пятнадцать он по своему вкусу приведёт молодую красавицу, а старшая — байбиче — станет авторитетом, хозяйкой в семье. Вдруг брат умрёт, его жену тоже берут в семью, чтобы «ей было где и на что жить», а в глубокой старости муж может жениться ещё на одной молоденькой, чтобы поддержать угасающие силы. Все четыре женщины дружно живут и всех детей сообща воспитывают.

Событий и обычаев много, размышлений обо всём на свете не перечитать. А вот переписать хочется: «Истинное величие — в духовном содержании. Будет оно в тебе, хоть с горошину, будет в тебе великая внутренняя сила. Правда, многим такая сила вовсе не нужна. Многие довольствуются удовлетворением своего тщеславия, самолюбия, считая, что достигли всего, чего хотели. Иллюзии эффектны, но пусты». Даже эротическая тема, о которой упомянуто выше, тоже рассматривается с высоких нравственных позиций. Правдиво, забавно, поучительно!

Поздравляем Вас, Усман Барибекович, с вступлением в славные ряды российских писателей! Суть Ваших мировоззренческих исканий и многозначных книг выражена в заключительном стихотворении «Асманкеля»:

Тщеславия манящий горизонт
Вначале я узрел в себе,
Влекущий вечный свет небес
Затем узрел в своей душе,
Влекущий вечный свет небес…