Нельзя забывать, что космический юбилей 2011 года — это праздник не только космонавтов. Гагарин стал символом мировой космонавтики, и все же 12 апреля мы будем чествовать и тех, кто остались за кадром исторического полета, но заложили его основу, тех, без кого величайшее национальное космическое достижение не стало бы реальностью.
Была длинна дорога в космос
4 октября 1957 года с космодрома Байконур был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем Р-7 первый в мире искусственный спутник Земли. За этим знаменательным событием последовали полеты других космических аппаратов, задачей которых было показать реальность проведения исследований в околоземном пространстве, а также планет Солнечной системы. Успешные полеты первых искусственных спутников Земли позволили вплотную подойти к решению невиданной, грандиозной задачи — подготовке полета человека в космос.
Организатором и вдохновителем осуществления этой задачи века был Сергей Павлович Королёв — основоположник практической космонавтики, создатель знаменитой «семерки» и первых искусственных спутников, который сумел реализовать самые фантастические мечты человечества.
Все созданное С. П. Королёвым в жизни — это единство цели в достижении все больших скоростей и высот. Это и освоение безмоторного полета на планерах своей конструкции, и создание оригинального легкого самолета. Это и разработка первых крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем, конструирование ракетоплана и установка реактивных ускорителей на боевых самолетах. И вершина творчества — открытие космической эры человечества. Создание первой межконтинентальной баллистической ракеты, ракет-носителей космических аппаратов, первых спутников, автоматических межпланетных станций серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд» стали яркими вехами в творческой деятельности академика С. П. Королёва — Главного конструктора.
Королёв и Гагарин: навеки вместе
Старший лейтенант Гагарин был среди 3000 молодых летчиков-истребителей, проходивших отборочные проверки к будущим полетам в космос. Чтобы стать первым из тысяч, ему предстояло пройти сложный путь. На этапе первоначального отбора медики тщательно обследовали будущих кандидатов в космонавты на местах, в авиационных частях. Для дальнейших, более углубленных проверок около ста человек пригласили в Москву. Здесь кандидатов в космонавты ждали трудные испытания на центрифуге и в барокамере, различные осмотры и многочисленные анализы, разнообразные тесты — пробы. Только 20, успешно прошедших отборочное горнило, были зачислены в первый отряд советских космонавтов, который теперь называют «гагаринским».
В начале марта 1960 года первый отряд собрался в Москве. Начались занятия и тренировки: теоретическая подготовка, тренировочные полеты, испытания в барокамере, сурдокамере, термокамере, парашютная подготовка, знакомство с невесомостью в специально оборудованном самолете, тренировки на центрифуге. Двадцать человек готовились в космос.
Летом 1960 г. отряд перебрался на свое постоянное место пребывания — Зеленый городок на северо-востоке Московской области, ныне всемирно известный Звездный городок. Но пока формировалась собственная база Центра подготовки космонавтов, местом занятий слушателей-космонавтов оставались залы конструкторских бюро и цеха заводов, лаборатории научных учреждений и авиационные полигоны.
Для ускоренной подготовки к первым полетам по предложению С. П. Королёва, Е. А. Карпова (начальник ЦПК) и Н. П. Каманина (помощник Главкома ВВС по подготовке космонавтов) в ноябре 1960 г. была сформирована так называемая «ударная» группа космонавтов. В нее вошли В. Быковский, Ю. Гагарин, А. Карташов, Г. Нелюбов, А. Николаев, П. Попович, Г. Титов. 5 апреля 1961 года состоялось их первое знакомство с космодромом. Великое событие неумолимо приближалось. 10 апреля на заседании Государственной комиссии было принято решение об утверждении на первый полет в космос Юрия Гагарина. Дублером назначили Германа Титова.
Впереди было 12 апреля.
Человек в космосе. Впервые в мире!
…Наконец технический руководитель полета — им был академик С. П. Королёв — скомандовал:
— Подъем!
Я ответил:
— Поехали!
Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и все нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства. Началась борьба с силой земного тяготения. Гул был не сильнее того, который слышишь в кабине реактивного самолета, но в нем было множество новых музыкальных оттенков и тембров, не записанных ни одним композитором на ноты и которые, видимо, не сможет пока воспроизвести никакой музыкальный инструмент, ни один человеческий голос. Могучие двигатели ракеты создавали музыку будущего, наверное, еще более волнующую и прекрасную, чем величайшие творения прошлого…
…За плотными слоями атмосферы был автоматически сброшен и улетел куда-то в сторону головной обтекатель. В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. В это время „Восток“ пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещенной Солнцем.
— Красота-то какая! — снова, не удержавшись, воскликнул я…
…Одна за другой, использовав топливо, отделялись ступени ракеты, и наступил момент, когда я мог сообщить:
— Произошло разделение с носителем, согласно заданию. Самочувствие хорошее…
…Корабль вышел на орбиту — широкую космическую магистраль. Наступила невесомость-то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К. Э. Циолковского…
…В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода „Востока“ из тени Земли она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветная гамма!…
…9 часов 52 минуты. Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение:
— Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно…
— Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо…
…Наступал заключительный этап полёта, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полёт по орбите, — возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему…
…В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время…
…Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз…
…Высота полета все время уменьшалась.
Десять тысяч метров… Девять тысяч… Восемь… Семь…
Сработала парашютная система. Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку…
…В 10 часов 55 минут „Восток“… благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле колхоза „Ленинский путь“, юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловки…
…Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу…
…- Неужели из космоса? — не совсем уверенно спросила женщина.
— Представьте себе, да, — сказал я…»
(Из книги Ю. А. Гагарина «Дорога в космос»).
«Юрка, — ты герой!»
К примеру, фотографии, которые мы представляем сегодня читателям «Инфокама», примечательны тем, что на них Юрий Гагарин запечатлен в первые часы после приземления. Эти снимки долгое время хранились в архиве инженера-подполковника Сергея Илларионовича Камчатнова. В апреле 1961 года он служил в/ч 62648. Именно в штаб этой части и был доставлен вертолетом первый космонавт с места приземления. Фотографии вместе с записями прислала в Роскосмос дочь этого офицера Т. С. Борисова (Камчатнова).
Вот что осталось в блокноте очевидца тех памятных событий. Со Смеловки (с места приземления) Гагарина доставил на вертолете в/ч 62648 летчик Хитрин. В штабе части космонавт первым делом сказал, что ему хочется что-нибудь поесть. Но врач разрешил только фруктовую воду. Буфетчица, принесшая закуски и воду, вошла в кабинет и воскликнула: «Юрка — это ты герой! А я-то думала, какого же героя тут надо накормить?!». Они обнялись и расцеловались.
Когда автор записей вошел в кабинет командира в/ч 62648, Юрий Гагарин сидел в кресле за столом начальника. Перед ним стояла бутылка с фруктовой водой и стакан. В кабинете находились командир группы приземления — генерал-полковник авиации Агальцов, командир в/ч 62648, генерал-лейтенант авиации Бровко, первый секретарь Саратовского обкома КПСС Шибаев, комендант города Энгельса — подполковник Тетерчук, и ряд офицеров в/ч 62648.
В памяти автора этих записей сохранились имена некоторых из тех, кто был в эти минуты рядом с Гагариным. Это подполковник Куликов, инженер-полковник Кириллов, полковник м/с Кашаев, инженер-полковник Лощинин, Белозеров, врач-хирург Коровушкин, рядовой Насильников и другие военнослужащие. В это время репортер кинохроники снимал общение космонавта с секретарем обкома, а Оля Шулеева (видимо, также военнослужащая части) фотографировала Юрия Алексеевича камерой с форматом кадра 13×18 см.
Когда Гагарин вышел из штаба, стало заметно, что он ростом ниже всех из общей массы встречающих военнослужащих. Юрий Алексеевич шел без головного убора. С большим трудом ему удалось пробиться сквозь толпу к стоящим около части автомашинам. Затем кортеж взял курс на аэродром, а оттуда на Ли-2 первый космонавт планеты Земля был доставлен в г. Куйбышев (Самара).
Гагарина ждала вся ликующая страна, имя которой было Союз Советских Социалистических Республик.