Главным политическим итогом состоявшейся в Волгограде 5-6 мая межрегиональной конференции партии «Единая Россия» стало объявленное Владимиром Путиным создание Общероссийского народного фронта.
Как и следовало ожидать, событием номер один волгоградской конференции единороссов стало участие в ней лидера партии, председателя правительства РФ Владимира Путина. Свое пространное выступление на конференции Путин как раз и завершил предложением создать народный фронт.
Эту идею лидер «ЕдРа» соединил с ближайшими задачами партии в преддверии выборов в Госдуму РФ: «Подбор кадрового резерва кандидатов в депутаты Государственной Думы необходимо завершить до августа. Затем надо провести обсуждение кандидатов, с тем, чтобы в сентябре, на съезде партии, можно было окончательно сформировать предвыборный список. В процедурах отбора кандидатов должны участвовать не только члены партии, но и беспартийные сторонники «Единой России», участники профсоюзных, женских, молодежных организаций, других общественных объединений, инициативные, неравнодушные граждане, — все, кто через возможности «Единой России» в Государственной Думе хотел бы напрямую влиять на формирование политики нашего государства».
Как раз после этих слов Путин и предложил, как он сказал, «создать то, что в политической практике называется широким народным фронтом». По мнению Путина, это должно стать инструментом «близких по духу политических сил». Он специально подчеркнул, что все будущие участники фронта «должны быть абсолютно равны в этой конструкции». «Там не должно быть старших и младших, и все (что важно) могли бы иметь возможность и право не только формулировать свои идеи и предложения по наиболее оптимальным и эффективным путям развития России, но и предлагать своих кандидатов, которые могли бы оставаться беспартийными, но могли бы пройти в парламент страны по спискам партии «Единая Россия» и там совместно работать», — отметил Владимир Путин.
Кстати, в самом начале своего выступления в Волгограде Путин озвучил еще одну инициативу, которая на фоне идеи Общероссийского народного фронта (ОФР) оказалась почему-то невостребованной в различных комментариях и которая, на наш взгляд, отчасти идейно созвучна предложению создать ОФР. Речь идет о создании при председателе правительства РФ агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
По мнению Путина, темпы модернизации, прежде всего в экономике, желают лучшего, поэтому необходим поток новых стратегических прорывных инициатив и новых инструментов достижения целей развития. Такие современные инвестпроекты, новые идеи организации и развития производства существуют. По словам премьер-министра, эти проекты часто представляются «молодыми успешными людьми, по-хорошему амбициозными и действительно успешными». Но реалии таковы, что они «чаще всего вынуждены выступать в качестве просителей, чтобы то или иное министерство, ведомство рассмотрело их предложения, поддержало и приняло соответствующее решение».
«Во многом такая ситуация является следствием того, что плохо работают механизмы так называемых социальных лифтов. Молодое поколение сталкивается с тем, что и у нас, и во многих других странах называется «места заняты». Молодым людям приходится рассчитывать в лучшем случае лишь на медленное продвижение в профессиональной карьере», — отметил Владимир Путин. Изменить ситуацию и призвано агентство стратегических инициатив.
Эта структура, по мысли главы российского правительства, могла бы «не только готовить предложения, что нужно сделать, что необходимо изменить, но и сама состояла бы из людей, самостоятельно реализующих новые проекты». Причем, если, говоря об ОНФе, Путин не стал конкретизировать даже организационные вопросы, то о новом федеральном агентстве рассказал в деталях. Например, о том, что «я закрепил бы за этой структурой на первом этапе одного из своих помощников, чтобы он мог использовать административный ресурс. Мы на конкурсной основе выбрали бы руководителя этого агентства и руководителей по основным направлениям». Для начала Владимир Путин предложил три таких направления — «Новый бизнес», «Молодые профессионалы» и социальных проектов.
Идеологическое обоснование необходимости нового агентства, сделанное Владимиром Путиным, весьма показательно. Приведем цитату из стенограммы: «С вовлечением молодых людей в проработку и принятие принципиальных для страны решений появится и больше возможностей для того, чтобы избавиться от застарелых проблем нашего общества. Имею в виду формирование у нового поколения «иммунитета» к этим «болезням»: коррупции, привычке получать незаработанные и нечестные доходы, приоритету сиюминутных частных, корпоративных интересов над интересами всего общества. Рассчитываю, что привлечение свежих сил позволит не только скорректировать политику по некоторым направлениям — и индустриальную политику, и социальную политику, но и будет призвано обновить нашу кадровую работу. Подчеркну, выдвижение новых лиц в бизнесе, на госслужбе, в политике должно идти не по бюрократическим законам и процедурам. Это касается, кстати говоря, и партии «Единая Россия», в которую всё больше и больше будут и должны приходить люди нового поколения. Это должны быть люди высокообразованные, амбициозные, профессиональные и конструктивные».
Нетрудно понять — цели агентства и ОНФ, по сути, однополярные. Оба проекта дают представление о том, как Владимир Путин видит и дальнейшее развитие России, и свое место в этом процессе. Этот взгляд можно, наверное, обозначить как консервативную модернизацию, постепенные (пошаговые) перемены во всех областях жизнедеятельности государства.
Решение «застарелых проблем нашего общества» премьер-министр РФ и лидер «Единой России» связывает прежде всего с кадровым обновлением. Но даже при государственном ускорении это процесс не быстрый, особенно если речь идет о власти. Да и нынешний бюрократический класс просто так не расстанется со своими насиженными властными местами.
Кстати, госслужба сегодня — наиболее «лакомое» место трудоустройства, которое хотело бы видеть едва ли не большинство родителей для своих чад — выпускников школ и студентов вузов. А, что называется, с улицы в коридоры власти практически попасть невозможно — либо по протекции (в советские времена сказали — по блату), либо вакансии всеми правдами и неправдами занимают родственники разных колен действующих чиновников, особенно на муниципальном уровне власти. Простой пример: едва только Дмитрий Медведев распорядился, чтобы правительственные чиновники оставили руководящие посты в госкорпорациях, как в СМИ (и прежде всего в интернете) появились предположения — мол, в ряде таких госкорпораций министров и вице-премьеров сменят где их сыновья, где отпрыски секретаря Совбеза РФ или якобы близких к самому Путину региональных «олигархов».
По-настоящему кадровое обновление власти в духе путинских идей возможно в наших реалиях, только если высшее руководство страны при поддержке институтов гражданского общества (которые, к слову, до сих пор в России пребывают в младенческом возрасте) всерьез станет бороться с той же коррупцией в среде чиновничества, невзирая на персоналии и занимаемые ими должности. Именно такой борьбы с коррупцией, а не показухи, и ждет сегодня большинство россиян. И во многом потому, что эти ожидания пока никак не оправдывает «Единая Россия», рейтинг доверия к партии власти в последний год ощутимо падает.
Как раз плохо скрываемое публично падение электорального влияния «Единой России» и стало, на наш взгляд, первопричиной идеи Общероссийского народного фронта вокруг партии власти. Ведь и Владимиру Путину, и части его ближайшего окружения необходима не просто победа «ЕдРа» на выборах в Государственную Думу РФ в декабре этого года, а получение единороссами конституционного пакета в российском парламенте. Эта цель, конечно, не банальная «подушка безопасности» для Путина со товарищи, но способ сохранить нынешний статус-кво именно для постепенных перемен, о которых мы сказали чуть выше.
Создание ОНФ некоторые политологи связали со стремлением Путина, по сути, создать в будущем вместо «Единой России» новую политическую партию. Версия эта, конечно, имеет право на существование. Правда, для этого участники ОНФ должны поглотить «ЕдРо» со всеми вытекающими последствиями. Но как минимум в ближайшие шесть лет этого не произойдет точно, если нынешняя «Единая Россия» выполнит, пусть и при помощи Фронта, свою задачу-максимум.
По большому же счету, «Единая Россия» может кардинально трансформироваться в принципиально новую партию, только если в России появится реальная политическая конкуренция. Такая, которая позволяла бы той же парламентской оппозиции быть как минимум услышанной партией большинства при принятии тех или иных решений, а не быть, как говорится, «флагом на бане», своего рода потемкинской деревней российской демократии.
Пока же приходится говорить об Общероссийском народном фронте исключительно как о предвыборном проекте партии власти. И наверняка не все будет складываться для участников «фронтовой» коалиции так радужно (в смысле попадания в партсписок «ЕР» на выборах в Госдуму РФ), как пока им представляется.
Борис Грызлов уже предупредил участников первого координационного совещания создателей ОНФ, что состоялось сразу на другой день после волгоградской конференции: «У нас, конечно, члены и сторонники партии «Единая Россия» будут, безусловно, конкурировать честно. Но они боеспособные подразделения, поэтому здесь представителям всех общественных организаций нужно просто честно выигрывать предварительное голосование, то есть праймериз. Мы будем действительно выбирать наиболее интересные для работы в будущем созыве Государственной Думы кандидатуры».
На всех коллективных членов Фронта «Единая Россия» сможет выделить в федеральном списке в 600 человек только 150 мест. Значит, будет подковерная борьба, будут интриги и тому подобное — тут и в Твиттер не ходи…