Аховая планировочка
Несколько лет назад камышане вплотную столкнулись с проблемой автомобильных пробок на дорогах. Тот факт, что мы хоть в этом стали ближе к Москве, возможно, должен радовать, однако никаких других дивидендов, кроме нервных срывов, нам равнение на столицу не принесло.
Многие видят проблему тесноты в городской планировке. Говорят, дескать, наш Камышин — городок старенький, купеческий, из-за чего и планировка улиц была сделана без учета будущих реалий. Действительно перекресток у рынка — пересечение улиц Пролетарская (бывшая Бородинская) и Базарова (бывшая 3-й Степная) — «создавался» для куда меньшего количества передвижных средств. Оттого сейчас здесь, особенно по выходным, настоящее столпотворение из «наезжающих» друг на друга частных машин и общественных маршруток. Гудки клаксонов и мат витают перед отреставрированным домом купца Пономарева, где ныне разместилась трапезная. Впрочем, громогласная какофония легко достигает и строений нынешних купцов — торговых домов «Централ», «Мага», «Оранж» и прочих.
Кстати, мы упомянули маршрутные такси… Многие видят проблему пробок именно в них. Наверное, в этом есть резон. Однако, с другой стороны, когда необходимо уехать в восемь утра на работу с «пятого» или же в пять вечера возвратиться на «Черную гряду», то все вздыхают почему-то о недостатке маршруток. Вопрос тут тонкий, хотя статистика ДТП констатирует, что водители общественного транспорта в погоне «за рублем» зачастую увлекаются лихачеством. Но это уже дело ГИБДД.
Проекты века
Вопрос о расширении улиц в Камышине возник еще в прошлом веке. Тогда, если помните, горожане гордились тем, что наш город (вдумайтесь!) был третьим в стране по количеству автомобилей на душу населения. Пожалуй, только в этом мы и сохранили купеческие замашки, каковыми славились камышане конца XIX — начала XX веков.
И были проекты… Например, расширить улицу Октябрьскую (бывшую Саратовскую). Для чего требовалось, конечно же, снести напрочь все старинные постройки. Улицу не расширили, но старинную архитектуру города уничтожили. Горечь потерь остается до сих пор. Старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Г. В. Пшеничная признается: «Не могу ходить по Октябрьской — больно видеть пустыри!»
К слову сказать, расширение этой улицы входило в глобальный проект, о котором газета «Ленинское знамя» в 1963 году сообщала так: «Проект планировки Камышина рассчитан на период до 1980 года… Главной осью планировки нового города проектировщики взяли бухту Камышинки. К ней будут примыкать все жилые районы. А на запад от бухты раскинется центральный парк… На главных магистралях предусматривается троллейбусное движение…» Бодрой строкой социалистических ура-репортажей сообщалось также про новый жилой район, который протянется аж до самого Карпунино. И прочие сказки коммунистического будущего… Хотя почему сказки?! Троллейбусы же в Камышине видели. Правда, из-за рухнувшей в постперестроечный период экономики, они были лишь привезены в город и тут же проданы восвояси.
Кстати! До того, как камышинский гигант КУЗЛИТ начал строительство троллейбусной магистрали, рассматривался еще один проект. Это было что-то! Замысливалась постройка монорельсовой дороги от третьего городка до завода. Примерно, как австралийском Сиднее. Заводчане садились бы в вагончик и в нем по монорельсу «перелетали» через Камышинку и прочие прелести местного рельефа прямо к проходной КУЗЛИТа. Эх, как представить, так сердце заходиться: ну, чем мы хуже сиднейцев?!
Планы прошлого столетия — это хорошо. Но вот в чем вопрос: почему воздвигая новые «пятый» и «третий» микрорайоны никто не учел уже не будущих, а современных реалий?! Улица братьев Сорокиных мало того, что узкая, так еще и проходит почти под балконами пятиэтажек. Получается тот же «метраж», что и на купеческих улочках старого города. Куда смотрели, как планировали? Видимо, вопрос риторический…
Мост — это большой вопрос…
Отдельная тема камышинский мост. Названный в честь великого сражения «Бородинским», он, видимо, в скором времени станет синонимом слова «пробки на дорогах». Утром, в обед и под вечер здесь не протолкнуться: машины едут впритирку. А если, не дай Бог, случится авария, то мост «встает». Окружной путь весьма длинен. Вот и слышится из окон авто знакомый русский трехэтажный…
В Камышине тесно. Городу необходимы новые транспортные развязки и широкие улицы, но при этом (что важно!) не за счет сокращения «зеленой зоны». Два года назад в Камышине был утвержден генеральный план города. Однако подвижек пока не видно…