Инфокам

Депутат Камышинской гордумы Александр Хаценко: «Имеет место факт неосновательного обогащения администрации городского округа?..»

Депутат Камышинской городской думы Александр Хаценко занят разрешением назревающего конфликта большой группы предпринимателей с администрацией Камышина. От имени покупателей нежилых муниципальных помещений к депутату обратился Владимир Иванов. С небольшими сокращениями знакомим читателей infokam.su с текстом письма, названного коллективным обращением.

«В 2009 году в разное время каждый из нас использовал преимущественное право на выкуп у администрации Камышина арендуемого нежилого муниципального помещения. Договоры купли-продажи от имени администрации заключал комитет по управлению имуществом, где проводилась вся подготовительная работа, связанная с оценкой имущества, расчетом выкупной цены, составлением для каждого из нас графика погашения задолженности и уплаты процентов на сумму долга с рассрочкой платежа, составлением проекта однотипного договора купли-продажи арендуемого имущества. При изучении проекта этого документа каждый из нас каждый из нас задавал вопрос об уплате НДС. Нам ответили, что сумма налога на добавленную стоимость заложена в продажную цену объекта приватизации, и на покупателей не возлагается обязанность исчислять и уплачивать в бюджет НДС. Что этот вопрос уже согласован с налоговой инспекцией.

Тем не менее мы видели в Интернете проекты типовых договоров купли-продажи имущества по 159-му Федеральному закону, в которых отдельным пунктом отмечалось, что покупная цена должна уплачиваться за вычетом налога на добавленную стоимость. Поэтому многие из нас по вопросу исчисления и уплаты в бюджет НДС в то время обращались и в налоговую инспекцию. От заместителя начальника инспекции и служащих отдела налогообложения предпринимателей получили ответ, что мы, как применяющие упрощенную систему налогообложения или налог на вмененный доход, не являемся плательщиками и налоговыми агентами по уплате в бюджет НДС. В связи с чем не должны исчислять и уплачивать в бюджет НДС как покупатели муниципальных нежилых помещений. Договоры купли-продажи арендуемого имущества нами были заключены с рассрочкой платежа на пять лет. По условиям однотипных договоров мы обязаны в течение пяти лет ежемесячно перечислять на расчетный счет комитета по управлению имуществом продажную сумму равными долями не позднее последнего числа текущего месяца и оплачивать проценты на сумму ежемесячной доли выкупной цены.

За 2009 и 2010 годы мы подавали отчетность по налогам в МИ ФНС № 3 по Волгоградской области, не получая никаких замечаний от налогового органа. Вдруг в конце сентября 2011 года мы получили сообщения налоговой инспекции о необходимости внесения изменений в налоговую отчетность. В требованиях указывалось, что нами как покупателями муниципальных нежилых помещений не выполнена установленная п.3 ст. 161 Налогового Кодекса РФ обязанность налогового агента по исчислению и уплате в бюджет суммы налога на добавленную стоимость. При этом каждому из нас предлагалось внести соответствующие исправления по НДС за 2009 год!

Получение этих сообщений налоговой инспекции для нас является весьма неприятной неожиданностью и грозит обернуться большой бедой, так как большинство из нас не имеет достаточных средств для того, чтобы уплатить эту весьма значительную сумму штрафных санкций за несвоевременную уплату налога. Выполнение запоздавших требований может привести нас к банкротству и разорению.

Теперь мы понимаем, что требование налоговой инспекции по уплате НДС нами, покупателями нежилых помещений и налоговыми агентами, формально основано на законе. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (налог на вмененный доход), хотя и не являются плательщиками НДС, но при этом не освобождаются от обязанности налогового агента и уплаты этого налога в соответствии с п.3 ст. 161 НК РФ.

А в качестве оплаты по договору купли-продажи на расчетный счет комитета по управлению имуществом с 2009-го года мы должны были перечислять не всю ежемесячную сумму доли выкупной цены муниципального нежилого помещения, а только ежемесячную долю выкупной цены и процентов ЗА МИНУСОМ удержанной суммы НДС. Удержанную сумму НДС мы были обязаны перечислять в федеральный бюджет.

Если нами по договорам купли-продажи была перечислена в местный бюджет вся сумма доли выкупной цены, то имеет факт неосновательного обогащения администрации городского округа — город Камышин в лице ее комитета по управлению имуществом.

В связи с изложенным возникают вопросы к Межрайонной инспекции ФНС № 3:

— по чьей вине мы были введены в заблуждение по вопросу исчисления и уплаты НДС в 2009 -м году и кто понесет за это наказание?

— почему в договорах купли-продажи отдельной строкой не было указано, что выкупная цена объекта недвижимости должна оплачиваться в городской бюджет за вычетом суммы налога на добавленную стоимость?

— каким образом администрация города и комитет по управлению имуществом собираются возвращать нам неосновательно полученное обогащение в виде образовавшейся переплаты индивидуальными предпринимателями суммы доли основного долга и процентов за два с половиной прошедших года?

Получается, что „льготная“ приватизация в рамках Федерального закона № 159, проведенная администрацией города Камышина с нарушением закона и прав предпринимателей, оказалась весьма дорогостоящей, если не разорительной для нас…»

Как видим, проблема непростая, причем требует незамедлительного решения. Александр Хаценко обратился с официальными запросом к главе города Александру Чунакову, в котором поставил вопросы следующим образом.

«Обращаю Ваше внимание на следующее важнейшее обстоятельство. В договоре купли-продажи отсутствует указание на то, что стоимость имущества определена без учета НДС! Указание на то, что выкупная цена объекта недвижимости увеличивается на сумму НДС, порядок исчисления и уплаты НДС в федеральный бюджет в договоре определены не были.

Обратившиеся с жалобой индивидуальные предприниматели, являясь добросовестными налогоплательщиками, исправно подали в 2010-м и 2011-м годах налоговые декларации по своим доходам по упрощенной системе налогообложения (налогу на вмененный доход), однако никаких замечаний или требований от налогового органа по неуплате или неполной уплате НДС, внесению исправлений в налоговую отчетность не получили.

Прошу Вас ответить: если в договоре купли-продажи не был указан порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС, как Вы расцениваете этот факт: как добросовестное заблуждение должностных лиц комитета по управлению имуществом или намеренное введение в заблуждение предпринимателей относительно суммы выкупной цены объекта недвижимости, нанесшее ущерб интересам государства и местным предпринимателям?

Навязанный комитетом по управлению имуществом администрации городского округа — город Камышин порядок уплаты процентов носит явно дискриминационный характер, так как сумма подлежащих к уплате процентов в договоре не указана. Следовательно, возможно злоупотребление правом со стороны продавца муниципального имущества, а сам договор купли-продажи в данной части, в силу п. 1 ст. 6 Федерального закона № 159, по нашему мнению, является ничтожным.

Прошу Вас разобраться в ситуации и дать оценку действиям Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Волгоградской области в части законности направления в адрес индивидуальных предпринимателей сообщений о необходимости внесения исправлений в налоговую отчетность по НДС за 2009 год. Сообщите, каким образом будет решаться проблема, связанная с необходимостью возврата администрацией городского округа индивидуальным предпринимателям из городского бюджета неосновательного обогащения. И можно ли решить вопрос, не ущемляя прав и интересов введенных в заблуждение и действительно добросовестно заблуждавшихся предпринимателей — налоговых агентов?»

Аналогичное обращение депутата получил и прокурор города Юрий Власов. Реакция правоохранительных органов на него пока неизвестна.

Редакция «Инфокама» намерена вместе с депутатом Александром Хаценко от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ следить за развитием диалога, позицией, которую займут прокуратура и мэрия, и проинформировать обо всем читателей. Считаем возможным предложить принять участие в обсуждении конфликта рядовым горожанам и профессиональным юристам.

Комментарий депутата Государственной Думы РФ Олега Леонидовича Михеева:

«Сегодня нерадивые чиновники не пытаются изучить законы, а переваливают весь груз ответственности на предпринимателей. Последние – это та "курочка", которая несет золотые яйца.  Скоро закончится время, когда в администрации будут работать некомпетентные чиновники. И это отодвинет нашу страну от пропасти, к которой она приблизилась».

Exit mobile version