Инфокам

«Дубиной по башке», или Почему яркие творческие личности бегут из Камышина?

Чуть ли не в каждом номере многочисленных камышинских газет читаю о славных достижениях наших юных талантов — спортсменов, балерин, певцов, художников, музыкантов, бардов, поэтов. Все растут, все совершенствуются. Как выразилась однажды заслуженная артистка России Валентина Васильевна Ватажко, «Камышин просто запрограммирован на развитие культуры, на рост талант». Так-то оно так, но почему наши таланты, приподнявшись над средним уровнем, бегут из Камышина «в Москву, в Москву!»? А кто останется — не очень-то он процветает в родном городе. Порой даже жалеет, что не убежал смолоду.

В мировой истории искусств немало примеров, когда выдающийся талант предпочитал малую родину большим столичным перспективам. Замечательный итальянский живописец пятнадцатого века Тициан Вечеллио — гордость эпохи Возрождения. Императоры и короли уговаривали его поселиться в Мадриде, Париже, но Тициан  предпочел им родную Венецию.  Всю жизнь Тициан отдал Венеции, чтобы потом стать её историей, гордостью, славой.

Наш Айвазовский предпочел родную Феодосию императорскому Петербургу. Построил родному городу железную дорогу, водопровод с фонтанами, создал картинную галерею, которая влечет туристов всего мира. А его могила под роскошным тюльпанным деревом — место поклонения всех паломников.

Посчастливилось и нашему городу  вырастить художника с мировым именем. Мастера изумительных, нежных, поющих гравюр. Одна из последних встреч с ним произошла в городской поликлинике. Стоит бедный Евгений Григорьевич в очереди в процедурный кабинет, чтобы сделать укол для разжижения крови. Я не знала, что ему жить осталось полгода,  но медики-то могли предполагать! Тридцать лет местная печать гордо писала об успехах нашего земляка. Неужели врачи и медсестры газет не читают, и им чуждо всё великое?

Мне трудно представить Тициана или Айвазовского подпирающими стену перед дверью венецианского или  феодосийского лекаря. Может, потому и прожил Тициан на 30 лет, а Айвазовский на 13 лет дольше, чем Евгений Синилов…

…Родился в Камышине в музыкальной семье мальчик. Стал выдающимся певцом, замечательным композитором, тоже заслужил мировую славу и народную любовь. Стал по воле земляков Почетным гражданином Камышина. Телевидение четыре фильма о нем сняло! Два из них были ещё  раз показаны  в дни, когда отмечалось двадцатилетие со дня его смерти. И хотя, в общем то, в Камышине о Евгении Мартынове много писали и очень им гордятся, но к двадцатилетию ни одна из одиннадцати местных газет ни одной строчкой о певце и композиторе не обмолвилась. Камышинское телевидение тоже  промолчало.

Пришла в город печальная весть. Умерла мать Евгения Мартынова и заслуженного деятеля искусств России Юрия Мартынова, фронтовая медсестра Нина Трофимовна Мартынова (Бреева), коренная камышанка. Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова» решило провести очень редкое в нашей жизни мероприятие. Организовать концерт в честь матери двух композиторов,  воспетой сыновьями в прекрасных, мелодичных песнях.

По поручению общества приехал в Камышин певец Юрий Шиврин, явился к  мэру А. И. Чунакову, затем отправился к председателю городского комитета культуры В. Ф. Бариновой. Пригласил на концерт и попросил хоть какую-то материальную помощь на его организацию. В помощи было отказано. Автор этих строк получила горькое письмо с соболезнованием, что нами руководят люди бесчувственные. Концерт состоялся, был выложен в Интернет. Показан 8 марта. Правда, из-за перегрузки  Сети в этот день показ все время прерывался. А на телевидение не хватило средств. Там теперь все коммерциализировано до ужаса.

Жил в Камышине писатель. Редактировал острую, задиристую, боевую газету «Волжский простор». Писал книги о местной жизни, стал центром общения журналистов. Газету закрыли, работы строптивого редактора лишили. Писатель погоревал-погоревал и уехал в Москву к дочери, внуков нянчить. Но он не был бы писателем, если бы промолчал! Он написал и издал книгу о своих камышинских впечатлениях, которую озаглавил весьма красноречиво — «Дубиной по башке».

Так и живем. Борис Полевой в Камышине не жил, но город прославил на весь мир. Вряд ли Владимир Петрович Сидельников что-то добавил к этой славе своей последней, вынужденной книгой.

Живет в Камышине удивительная женщина. Актриса, отдавшая местному театру 40 лет. Первая Заслуженная артистка России в нашем городе! Шесть лет, будучи пенсионеркой, проработала в архивах и в историко-краеведческом музее. Написала книгу по истории театрального искусства в Камышине, подготовила и помогла осуществить театральную экспозицию в Шолоховском доме.

Ни книга, ни экспозиция не понравились нынешнему руководству театра. И вот уже третий год актрису не приглашают на премьеры, не зовут на встречи с молодыми актерами. Велят сидеть дома в четырех стенах. Это не тот человек, чтобы усидеть. Но, согласитесь, обидно, когда в день её 75-летия ни городская администрация, ни комитет культуры, ни официальные лица театра пальцем не шевельнули, чтобы поприветствовать актрису, отдавшую жизнь театру. К Международному дню театра тоже  только добрые слова от поклонников, но не от руководства! Много раз видела, как по-доброму заговаривают с Валентиной Васильевной Ватажко не только многочисленные знакомые, но и неизвестные былые театралы периода её творческого расцвета…

А сколько больших талантов не удержалось в нашем театре! Со слезами на глазах уезжал из понравившегося ему города, обласканный с редким единодушием всей камышинской прессой Александр Штендлер. Наши театралы его не забудут.  С разбитой душой покинула Камышин Мария Тульникова. А ведь пресс-клуб признавал её актрисой года! Не поладила с начальством, что поделаешь!

В новых сезонах явно не хватает талантливейшего, эрудированного, прекрасно вписавшегося в камышинскую культуру артиста Андрея Лактюхова. Говорят, из-за жилья. Но как город не заметил человека, пишущего стихи и пьесы, ставящего спектакли, знающего детскую психологию, отлично играющего в сказках и былях, комедиях и драмах?! А его жена, актриса Марина Лактюхова, преподававшая на театральном отделении колледжа искусств историю театра? Помучались в полуподвальном помещении и умчались в поисках лучшей доли для себя и детей.

Уехал и многое сыгравший  в Камышине Юрий Щербинин. Он не талантливее Лактюхова, но гораздо практичнее. Квартиру получил, приватизировал, поссорился с руководством и был таков. Все равно жалко, Юрий Николаевич не был лишним, и сейчас его недостает в театре.

Помню свое потрясение, когда на экскурсии  в Петропавловской крепости, рассказывая о её узниках, экскурсовод показал место, где содержался Налбандян, рассказал о его творчестве, прочел стихотворение «Свобода»,  направленное против крепостничества и царского самодержавия, привел подробности безвременной смерти Налбандяна в Камышине.

«На родине Налбандяна в Ростове-на-Дону и в Камышине стоят памятники этому выдающемуся просветителю армянского народа, единомышленнику Белинского и Чернышевского, Герцена и Огарева», — этими словами закончил экскурсовод свой рассказ о Микаэле Лазаревиче Налбандяне. И мне стало невыносимо стыдно. Материалы о Налбандяне в нашем музее есть, и в  краеведческих книгах о нём написано. Учитель географии школы № 1 Валентина Александровна Степанова как-то вдохновенно рассказала на краеведческой конференции о том, какой хороший получился налбандяновский классный час, когда стихи поэта звучали по-армянски и по-русски. И дом Налбандяна на улице Пушкина музейщики нашли. Вот только его памятнику в Камышине «не везет».

Подаренный городу сорок три года назад медный монумент так и не нашел достойного места. Стоит в углу около раздевалки в музее. Рассчитанный на широкий обзор, на малом пространстве он внушает не восторг и благоговение, а страх и недоумение. Так вот и издеваемся над великим человеком. Позор городу!

А сколько прошло «мимо» нас все новых и новых «глав» местной культуры? Четвертое десятилетие не меняется только руководство театра. Честно говоря, мне не кажется это таким уж большим достижением.

У нас в Камышине начинал свою творческую жизнь Михаил Рощин, ставший потом крупным писателем и драматургом. Казалось бы, нам и карты в руки. Связаться с драматургом и поставить хотя бы одну его пьесу. Ничего подобного!

В советские времена у нас гастролировали театры других городов. Так вот, «Валентина и Валентину» показали камышанам  волгоградцы, а пьесу " Муж и жена снимут комнату»  — артисты из Горького. Как-то непатриотично получается.

Камышин становится достойным экскурсионным объектом на Волге. Любое великое имя — жемчужина экскурсии. Будем же милосердны ко всем талантам, с которыми связала камышан историческая судьба. Пусть все флаги будут в гости к нам. Пусть Камышин, как и его мэр, внушают, наконец, уважение к городу, к его истории и связанным с ним талантам…

Exit mobile version