Снежный коллапс
1 февраля на нескольких участках трассы Р-228 Волгоград-Саратов-Сызрань образовались заторы. В Камышинском районе первой «зоной бедствия» стал участок в районе Марьиной рощи. В снежном мешке на 210 - 212 километрах оказались 2 газели, легковой автомобиль ВАЗ-2109, трактор. Самоотверженно боролись со стихией работники дорожного предприятия ДСУ-3, возглавляемого Сергеем Дрониным. Высота снежного покрова здесь достигала трёх метров, и дорогу протяжённостью в три километра от Дворянского до места событий тракторы К-700 и Т-130 «пробивали» шесть часов. Только после этого в два часа ночи с 1 на 2 февраля мощный вахтовый вездеход «Урал» Петроввальской дистанции электроснабжения (водитель Анатолий Агапов ЭЧ-6) смог вывезти отсюда 12 пассажиров, находящихся в одной из газелей. Два человека из газели с грузом и хозяин «девятки» от эвакуации отказались, а их автомобили были транспортированы из заноса в сторону Камышина. Двумя часами позже эвакуировались 2 человека из трактора МТЗ (Умёт). Всех пострадавших доставили в Камышин, где они могли бы разместиться в гостинице «Евро-Люкс», однако (за исключением умётовских трактористов) они предпочли остаться у знакомых или родственников.
Снежный «рафинад» высокой плотности в таком количестве оказался «не по зубам» не предназначенной для подобного противоборства и изношенной технике. Окончательно поняв, что дальше собственными силами с настоящим снежным коллапсом не справиться, обратились за помощью в Волгоград. Два «Катерпиллера» предоставил «Газпромтрансгаз» (генеральный директор Гасан Набиев). Второго февраля к пятнадцати часам тяжёлая техника прибыла в район и приступила к работе. Даже с её специализированной мощью участок близ Марьиной рощи, где высота снега местами уже достигала четырёх метров, удалось пройти только к трём часам ночи 3 февраля.
Второго же февраля вследствие ухудшения ситуации (низовая метель, снег, ветер северо-восточный 6-18 м/с, температура воздуха - 25С) было ограничено движение на участке дороги от Камышина до границы с Саратовской областью. На 242 - 250 километрах трассы в снежном плену оказались 36 грузовых машин и 24 легковых автомобиля. В эвакуации людей были задействованы тракторы К-700 фермерского хозяйства «Орион», ОАО «Семёновское» и микроавтобусы устьгрязнухинской школы и ООО «Орион».
Так, на 1 февраля в ближайшие поселения эвакуировались 36 человек. Ещё 35 человек (водители-дальнобойщики) отказались покидать гружёные машины, предпочтя пережидать непогоду на трассе. Нужно сказать, что ожидание это всерьёз затянулось… Медицинские бригады скорой помощи из Умёта, Камышина, областного Центра медицины катастроф поочерёдно дежурили на участке, чтобы держать ситуацию со здоровьем водителей на контроле. А районные дорожники на своих «супермашинах» выпуска второй половины прошлого века вместе с волгоградскими коллегами на современных и проходимых «Катерпиллерах» и волжскими военными из 187 учебного центра (вч 73420) на больших артиллерийских тягачах в течение нескольких суток одинаково трудно бились с плотной стеной снега в три с половиной метра, который к тому же непрерывно валил из серых снеговых туч и вновь переметал только что расчищенные участки дороги.
Познаются в беде
В районе затора на трассе находились 9 экипажей ДПС, которые несли службу в круглосуточном режиме, а также участковые уполномоченные полиции межмуниципального отдела МВД России «Камышинский». Сегодня в районе на слуху имя Александра Любавина. В ночь с 1 на 2 февраля участковый уполномоченный села Усть-Грязнуха прапорщик полиции Любавин вместе с инспекторами ДПС спас 16 человек из числа попавших в снежный затор. На болотоходе, управляемом Владимиром Тихоновым (9 отряд МЧС) с трассы замерзающих людей перевёзли в Усть-Грязнуху. А тремя часами позже ещё 10 человек доставили в Умёт. Первоначально предполагалось, что их поселят в пункте временного размещения, организованном в Усть-Грязнухе на базе детского сада. Однако сельчане из Усть-Грязнухи «разобрали» народ с дороги по домам, предоставив оказавшимся в беде и кров, и пищу. А в Умёте пострадавших вполне комфортно разместили в школьном спортзале.
В студёные и заснеженные, но такие горячие дни и ночи те, кто работал на трассе и оказывал помощь пострадавшим близ неё, не обращали внимания на холод, недосып и усталость. Координируя местные службы и информируя областной оперативный штаб о происходящем, несколько суток безвылазно провёл на трассе глава района Владимир Ерофеев. О Юрии Кулинушкине — главе Усть-Грязнухинского сельского поселения можно сказать, что этого тихого в обыденной жизни человека беда проверила на прочность. Он, измотанный этими событиями, оказался и хорошим организатором, и незаменимым помощником на своём участке. Одним из крепких звеньев в дни битвы со стихией стали люди ОАО «Семёновский» (генеральный директор Илья Ерофеев). Механизаторы Сергей и Владимир Великие плечом к плечу с профессионалами МЧС работали на семёновских кировцах. А в столовой поселения повара Валентина Лагутина, Наталья Никулина, Наталья Дортман готовили обеды со свежим мясом, которыми кормили всех, кто работал и пребывал в тягостном ожидании на трассе. Как кстати была горячая пища!
По первому зову откликнулся устьгрязнухинский фермер Александр Бауер. Примчавшись с продуктами на трассу и кормя водителей отменным борщом, пирожками, салом, он не сошёл с дистанции, пока не ушла последняя фура. Помощь продуктами оказали и местные предприниматели Сергей Трегубов, Владимир Кених. Сегодня этим людям, предоставившим благотворительную (подчёркиваю, бесплатную) помощь, очень горько читать в СМИ о торгашах, которые не гнушались втридорога продавать хлеб голодным людям, спекулировать чуть ли ни на кипятке. Хотя, может, были и такие горе-бизнесмены — Бог им судья, но в районе о них неизвестно.
С первых часов ЧС на трассе работали егери охотхозяйства «Добринское». На четырёх снегоходах Павел Капустин, Степан Шишкин, Сергей Диденко и Николай Моляров доставляли в эпицентр событий ГСМ, в срочном порядке собранные в Верхнедобринском и Нижнедбринском поселениях. В общей сложности это 300 литров бензина и 200 литров дизтоплива, жизненно необходимые для заглохших машин. Обратными рейсами снегоходы вывозили людей на границу с Саратовской областью, где их встречали кареты скорой помощи. Подполковник запаса, член общественной организации «Боевое братство» Александр Щеглов также «нёс вахту» на трассе с самого начала противостояния. Вместе с сыном Алексеем (ИП «Щеглов» и ООО «Русойл» они обеспечивали топливом всю находящуюся и работающую на трассе технику. Не задавая вопросов о возмещении средств за предоставленные ГСМ и буквально угробив за эту сумасшедшую неделю личный джип (трудяга, на котором по заносам ежедневно подвозили бензин в канистрах) и два бензовоза на базе ГАЗа и МАЗа, сегодня они завозят топливо на собственные АЗС, арендуя машины. Настоящие мужики с большой буквы — не мелочные, открытые, не бедные, но не делающие бизнес на чужой беде. Пусть каждому из этих людей воздастся сторицей.
Держитесь, люди!
Если только можно так сказать на фоне чрезвычайной ситуации, не обошлось без по-настоящему драматичных эпизодов. В ночь на второе февраля устьгрязнухинский тракторист Анатолий Подмазин спешил на помощь заблокированным на трассе водителям. Однако в условиях недостаточной видимости, сильного порывистого ветра, снега и метели, водитель не справился с управлением, трактор забуксовал и перевернулся. Тракторист Юрий Факеев, командированный на расчистку трассы в составе ДРСУ из Жирновского района, должен был прийти на помощь, но его трактор постигла та же участь. Ночью мужчины прощались с близкими. Около 4 часов утра связь с ними была потеряна, и их считали пропавшими без вести неподалеку от трассы Р-228 «Сызрань - Саратов - Волгоград». Только в светлое время суток, пешком прочесывая местность в поиске потерявшихся, в уже занесённых снегом тракторах их живыми нашёл сотрудник ДПС лейтенант полиции Сергей Барышников.
На снегоходе-болотоходе «Бобр» спасатели Краснослободского филиала МЧС России доставили потерпевших до границы Саратовской области, где их ожидала карета «скорой помощи». Мужчины поступили на лечении в стационары. Подмазин — с обморожением кистей рук первой — второй степени. Факеев, первоначально госпитализированный в ЦРБ города Красноармейска Саратовской области, в ночь со второго на третье февраля силами санитарной авиации был транспортирован в Саратовскую областную больницу, где, впав в кому вследствие общего переохлаждения организма, он скончался в реанимационном отделении.
Помощь идёт!
На месте чрезвычайной ситуации эффективно работала высокопроходимая техника МЧС России. Два болотохода «Бобр» и два многофункциональных вездехода «Лось», на которых сотрудники МЧС подвозили пострадавшим от стихии еду, воду, топливо для техники и электрогенератора в придорожное кафе «На семи ветрах», участвовали и в сборе пострадавших с трассы близ Усть-Грязнухи. Незаменимыми помощниками настырные «Бобры» оказались, когда возникла острая необходимость вывоза нуждающихся в медицинской помощи людей из заблокированных снежными завалами сёл. Так, второго февраля из Усть-Грязнухи вывезли полуторагодовалого ребёнка с вирусной инфекцией и 63-летнего пенсионера с острым нарушением мозгового кровообращения. А пятого февраля — уже из Водно-Буерачного — годовалого малыша с вирусной инфекцией и беременную женщину. Все они были доставлены в медучреждения города Камышина, где в настоящее время находятся под наблюдением врачей. Угрозы их жизням нет, помощь пришла вовремя. Хочется отметить работу МЧС Камышина и Камышинского района, 9 отряда ОПФС (О. В. Касаткин), службы ГИБДД (А. А. Шарков), круглосуточно дежуривших на трассе. Неоценимой оказалась помощь военных: бригады воинской части 74507 (командир Д. И. Усков), Краснослободского ПСО (начальник подразделения А. Д. Лысенко).
Сработать слаженно удалось не на всех снежных фронтах. В интернет выкладывались разгневанные комментарии сотрудников волгоградской психиатрической больницы специального типа интенсивного наблюдения, расположенной в Дворянском. Угрозы сайтом президента, обвинение в бездействии местных властей выглядели броско и хлёстко, но… Конечно, то, что режимное учреждение на три дня оказалось в автономном плавании, не есть хорошо. Однако снежные заносы на дворянском направлении не устранялись отнюдь не от нежелания, а от невозможности быстро изменить ситуацию к лучшему. Техники — в обрез, вся она брошена на пресловутые 244 - 259-й километры, где люди — на 25-ти градусном морозе, а стихия никак не намерена униматься.
Глава района Ерофеев дважды направлял высокопроходимый катерпиллер на расчистку Дворянского, но вышестоящее руководство дважды возвращало транспорт с пути, определяя приоритетом федеральную трассу. Как только напряжение на конкретном участке было снято и пущено движение, незамедлительно занялись внутрипоселковыми дорогами. В числе таких — не только Дворянское, а и сёла Водно-Буерачное, Гусёлка, Бутковка. Шестого февраля сообщение с ними было частично возобновлено, болотоходами заброшены продукты, лекарства и пенсии. Трудно, но недельный период снежного безмолвия постепенно отступает, налаживается нормальная жизнь. Хотя облегчённо выдыхать и расслабляться, конечно, рано.
Первый заместитель губернатора, председатель комиссии по ЧС Волгоградской области Геннадий Чуриков призвал сделать выводы на перспективу. Тем более что в условиях накопления такого снежного запаса для Камышинского района, видимо, не за горами и серьёзное половодье. Глава Владимир Ерофеев настаивал на том, что участок от Камышина до границы с Саратовской областью является одним из самых сложных на федеральной трассе Р-228, и в условиях резко-континентального климата он должен быть укомплектован современной техникой. На нескольких единицах старья ДСУ-3 (даже при огромном старании и полной мобилизации людских ресурсов) невозможно «закрывать передовую».