Инфокам

Встреча… с динозаврами

Сергей МониковНа минувшей неделе в материале «110 лет назад в Волгоградской области нашли останки вымерших ящеров» мы рассказали о том, как были обнаружены в регионе останки древних ящеров. Нашим гидом стал учёный секретарь Волгоградского отделения Русского географического общества доцент кафедры физической географии и геоэкологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета Сергей Моников. Сегодня мы представляем вашему вниманию воспоминания ученого об экспедиции июля 1985 года.

У школьников — летние каникулы. Многие проводят их в пионерских лагерях, а то и просто дома, во дворе. А группа туристов-краеведов средней школы № 96 ещё в начале учебного года знала, где встретит лето. Многодневному походу предшествовала годовая подготовка на занятиях в кружке. Ребята посетили областной краеведческий музей, геологический музей в педагогическом институте, совершили два однодневных похода. Особый интерес у кружковцев вызвало посещение домашнего палеонтологического музея рабочего алюминиевого завода А. А. Яркова.

…Ранним утром в конце мая выехали в Дубовский район, по территории которого пролегал маршрут нашего похода. По пути ребята ознакомились с историей сёл и города Дубовки, через которые мы проезжали. Для проведения такой необычной экспресс-экскурсии пришлось перелопатить груду литературы.

Первый день похода прошёл к северу от села Горная Пролейка, откуда мы должны были перебраться в станицу Суводскую. Вышли с тяжёлыми рюкзаками на окраину, и сделали привал. Перед нами предстал во всей «красе» затопленный залив Волгоградского водохранилища. Необходимо было сходить на разведку, чтобы выбрать место прохода и заодно для ночёвки. Вызвался шестиклассник Женя Ищенко. Пошёл. Вскоре время, достаточное для поисков закончилось, а вместе с ним и наше терпение. Взвалив свои рюкзаки, и его в придачу, двинулись сами искать. Пришли и послали уже на поиски Ищенко. Группа «Поиск» вернулась вместе с пропавшим. Всё оказалось просто. Женя, дорвавшись до воды, не утерпел… и, быстро смастерив удочку, стал спокойно ловить рыбу… нам на ужин. Оказывается, он не пропал бесследно, а просто проявил о нас заботу. Против заботы мне выставить было нечего. Быстро поставив лагерь, поужинали у первого нашего походного костра. Для большинства он был действительно первым…

В Суводскую перебрались на следующее утро. Место стоянки выбрали в балке Суводской Яр в 2-х километрах южнее станицы. Здесь находился интересный геологический объект — Александровский грабен. Жители станицы и не подозревают, что их село и небольшое озеро на её окраине лежат в огромном провале земной коры. Образование грабена сопровождалось землетрясениями и прекратилось, по мнению учёных, около 70 тысяч лет назад.

Три дня, проведённые в уникальном месте, были насыщены до предела. Ребята сделали барометрическое нивелирование грабена, собрали образцы горных пород, описали объекты природы. Особым вопросом было знакомство с влиянием человека на природу. Школьники впервые на фактическом материале получили представление о таком понятии, как «экология». Целый день был посвящён дальней экскурсии в устье реки Балыклейки. Здесь ребята собирали обломки устриц и других моллюсков, которые жили в древнем море более 60 миллионов лет назад.

Оставшиеся три дня посвятили другому, не менее интересному палеонтологическому объекту, который находился в окрестностях села Полунино. О скоплении здесь костей морских динозавров известно с 1967 года, и с тех пор этот район изучается палеонтологами. 80 миллионов лет назад наша область была занята мелководным тёплым морем. Постепенно море ушло и оставило после себя многометровые толщи меловых отложений, которые мы наблюдали в районе сел Полунино Дубовского и Липовка Ольховского районов, в виде обнажений и неповторимых по своей красоте меловых гор. Но особенно все ждали встречи с останками необычных морских рептилий – плезиозавров. Чувство ожидания не покидало нас. И вот наступил последний день перед отъездом. Мы разделились на две группы. Одна, во главе с Игорем Павловичем Лабунько (учитель биологии, ныне начальник управления образования администрации Дзержинского района г. Волгограда — авт.), пошла на встречу с меловыми горами, другая со мной главе — с динозаврами. Погода менялась несколько раз за день. То палило солнце, то набегали тучи и шёл дождь…

От местных жителей и из заметки в газете мы узнали местонахождение знаменитой Лучискиной балки. Первые же находки позвонков морских ящеров были сделаны недалеко от нашего лагеря, в 2-3 километрах. Вторая находка — на дне балки. И вот он, долгожданный распаханный склон! Почти одновременно раздались возгласы: «Зуб!» и «Позвонок!». Мы будто действительно находились на дне древнего мелового моря. То тут, то там из земли торчали позвонки динозавров и зубы акул. Поиск до того захватил нас, что даже когда пошёл дождь, некоторых ребят-искателей пришлось чуть не силой уводить с поля…

Программу похода мы выполнили, было собрано много материалов, отсняты целые метры плёнки. А рано утром автобус доставил нас из Полунино в Волгоград. За неделю школьники узнали много интересного об истории сёл, близко познакомились с растительным и животным миром области, геологическим прошлым нашего края. Группа прошла и проехала около 500 километров. Этот поход закончился, а мы уже думаем о следующем. Половина лета ещё впереди, но хотелось бы верить, что этих впечатлений о первом походе хватит не только до конца каникул. Ведь жизнь в палатках, вечера у костра, близкое общение с природой запомнятся надолго.