Однако, не желая доводить дело до вражды, афишировать название и месторасположение этой «торговой точки» я не стану. Во-первых, никаких документов, свидетельствующих, что я был ее покупателем, у меня на руках, к сожалению, не осталось. Во-вторых, сегодняшняя действительность такова, что в судебном споре покупателя и продавца, зачастую, прав не тот, у кого больше прав, а тот, у кого денег больше. Слава Богу, больших денег у меня никогда не было. А вот права, дарованные Законом РФ «О защите прав потребителей», есть. Вот о них-то и о том, как я ими воспользоваться, мой сегодняшний рассказ.
Фирма веники не вяжет. Поставляет чайники.
Первые мартовские ручейки пробудили у камышан, в том числе и у меня, «дачные» настроения. А вместе с ними вспомнилось, что еще по осени главный предмет моей кухонной утвари ― пузатый самовар ― потек. Причем без всякой надежды на ремонт. Решил купить электрический чайник. По совету продавца остановил выбор на недорогой марке ХХХХ известной фирмы, знакомой старшему поколению россиян по производству в советские времена телевизионной техники. Вспомнилось, что когда-то эта компания экспортировала свою продукцию аж в 65 стран мира! Мало того, получила за них многочисленные дипломы и даже золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. Ну, думалось, после телевизоров чайник для них ― плевое дело.
К тому же по уверению поставщика, эта марка должна была стать «…незаменимым помощником на кухне. Ведь в этой модели отлично сочетается надежность и безопасность, стильный дизайн и удобство эксплуатации, высокое качество и умеренная цена». В свою очередь и продавец ненавязчиво, но убедительно, поддержал мой выбор. Чайник проверили, выписали все необходимые документы. На том я и распрощался с сотрудниками маркета. И только дома обратил внимание на то, что покупка произведена в Китае. А пластмасса, использованная для корпуса, «прет» (по-другому и не сказать) зловонной химией!
Есть права у покупателя. Есть апломб у продавца.
Вспомнив о разоблачительных телепередачах по поводу китайского ширпотреба, прислушавшись к мнению родных, категорически не одобривших покупку, решил чайник обменять. Думалось, коли я им не пользовался, а выбор в маркете огромный, то проблем с обменом не будет. К тому же и «академическое» Интернет-издание dic.academic.ru заверило меня, что «…покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему товара… обменять купленный товар в месте покупки на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом».
Правда, на все это можно было рассчитывать, учитывая одну оговорку: «…nребование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца». Поскольку с последними тремя посылами у меня все было в порядке, я рассчитывал на полное понимание со стороны сотрудников маркета. Однако, сервис-менеджер по имени Руслан (отказавшийся назвать свою фамилию) встретил мою просьбу в штыки.
Я пытался ему втолковать, что в порядочных магазинах принято за честь менять брак без всякой нервотрёпки, да ещё и извиняться перед покупателем за неудобства. Я соглашался с ним, что риск приобретения бракованного товара «имеет место быть». Я говорил, что понимаю, что неприятностей у него с возвращенным товаром будет больше, чем у меня. Ведь ему и тем, кто за ним стоит, предстоит долгая разборка с поставщиком и, возможно, даже с изготовителем. Но в свою очередь напоминал о пункте1 ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которым я, как потребитель, имею право на безопасность. Однако понимания мы не находили. И тогда я был вынужден заявить, что отказываюсь от замены некачественного, на мой взгляд, товара и требую возвратить деньги.
«Сверху» позвонили ― дали указание. Без этого ни-з-зя!
Лед тронулся после звонка сервис-менеджера «вышестоящему», как говорят в таких случаях, «товарищу». Мне было предложено принести паспорт, написать заявление и подписать все необходимые с точки зрения сотрудников супермаркета документы. Но и я уже вошел в раж. Сходил домой за паспортом. (Хотя мне и было непонятно: приобретал товар без паспорта, а деньги возвращают лишь по предъявлении краснокожей книжицы). Затем молча, без возражений, три раза (!) переписал заявление. К финалу этой «эпопеи» у нас с Русланом были вполне «дружеские» отношения. Тем более что его к этому времени затребовала еще одна покупательница, принесшая на обмен не «рублевый» чайник, а стоящую многие тысячи электронную технику.
Кстати, о ценах. Связавшись с менеджером одного из сайтов, поставляющих злосчастные чайники, я получил подтверждение, что эта «техника» действительно производится в Китае. Но на каком именно предприятии даже они не знают. Тем более не знают, почему пластмасса, используемая для изготовления этого товара, имеет такой резкий запах. Но зато мне сказали, что торгующим организациям эти чайники поставляются по цене почти вдвое ниже той, что взяли с меня. Мало того, когда я еще раз прошелся мимо стеллажей с чайниками, то увидел, что цены на некоторые из них прямо-таки на моих глазах претерпели изменения. Причем, как в сторону увеличения, так и… уменьшения!
Что на совести «забывчивого» продавца.
Говорю об этой детали «противостояния» по следующей причине. Чуть позже, в ходе подготовки этого материала, выяснил следующую пикантную подробность, о которой «продавец», как правило, «забывает» известить «покупателя». Оказывается, мы с вами можем не только требовать возврата уплаченной за товар суммы. Но, если цена товара к моменту «разбора полетов» поднялась, то можем рассчитывать на сумму, равную этой цене. В случае, если цена упала, то нам должны вернуть ту сумму, которую мы заплатили. И еще одна интересная деталь. Доставка крупногабаритного товара, подлежащего возврату или обмену, лежит на совести продавца. Если же у него такой возможности нет, то он в этом случае должен компенсировать наши затраты на доставку товара до торговой точки.
Напоминаю об этом потому, что на сайте городской администрации нашел сообщение о «прямой линии» с камышанами начальника отдела по защите прав потребителей администрации городского округа Ольги Бондаренко. Прочитав, понял, что горожан ныне волнует не только качество обуви и продуктов, реализуемых в магазинах и на рынках, но и то, как можно заменить некачественный товар или вернуть за него деньги. Ольга Александровна призвала нас в этих случаях звонить специалистам отдела по телефонам 4-64-97 и 4-22-27. Позвонил ― не дозвонился. Занято было. Наверное, консультировали покупателей. Вот тогда-то я и смекнул, что данная публикация может стать еще одной «ласточкой» в цивилизованном разрешении противостояния «продавец ― покупатель». Ведь мы на это имеем не только право, но и желание. Или нет? Ответ за вами.