― Почему же так происходит? ― в свою очередь, спросили мы Надежду Валерьевну.
― По целому ряду причин. Во-первых, во времена бурных общественных перемен академичность образования делает школу уязвимой, снижает ее престиж. Динамичность современной жизни и информационная революция диктуют новые требования к формам обучения: становится актуальной связь образования с реальной жизнью, иллюстрация научных положений конкретными примерами на местном материале и закрепление теоретических знаний в практической деятельности. Во-вторых, информативный характер обучения препятствует активному включению детей в образовательный процесс, что способствует снижению мотивации к обучению и его качества. В-третьих, на уроке невозможно задействовать все четыре канала восприятия информации ― логику, чувствование, ощущение и интуицию. Восприятие ограничено, и каждый ребенок не всегда может проявить индивидуальные природные способности. И в-четвертых, урок ― искусственная форма, придуманная взрослыми для детей. В детстве же свои законы, способы познания и варианты решения жизненных проблем. Все четыре проблемы существуют на фоне снижения уровня физического развития и ухудшения состояния здоровья детей.
Эти проблемы частично разрешимы традиционными для отечественной педагогики средствами: краеведческим подходом в образовании и туристско-краеведческой деятельностью. Именно эти вопросы обсуждались педагогами, воспитателями, заинтересованными лицами на областном семинаре для педагогов образовательных учреждений, в том числе с экологической специализацией «Развитие познавательного интереса детей через использование эколого-краеведческого материала», который состоялся 28 марта в Камышине. Организаторами семинара выступили «Природный парк «Щербаковский» и «Детская эколого-биологическая станция» Камышина.
― Основной целью мероприятия мы обозначили совершенствование эколого-краеведческих аспектов воспитания, образования и просвещения педагогов и воспитателей образовательных учреждений, ― рассказывает Надежда Собгайда. ― Участниками семинара стали педагоги и воспитатели учебных учреждений города Камышина, Камышинского, Иловлинского, Ленинского, Кумылженского, Среднеахтубинского районов, а также специалисты природных парков «Нижнехоперский», «Донской», «Волго-Ахтубинская пойма».
В ходе теоретической части рассматривалась роль краеведения в духовно-
Татьяна Николаевна Безверхова познакомила с традициями русского народа в эколого-краеведческом образовании детей, а именно научила участников семинара делать весенних птичек и проводить закличку весны. Елена Алексеевна Черкасова провела экологическое лото «Чудесней сказок», Светлана Михайловна Кумарина организовала элемент ролевой игры «Моя любимая птица». В ходе деловой игры «Решение экологических проблем», организованной Светланой Александровной Родионовой по описанию угадывали природные парки Волгоградской области, а также предлагались варианты решения таких глобальных экологических проблем как загрязнение атмосферы, уничтожение биологических видов и др.
Третий блок семинара ― обмен опытом работы ― показал насколько творческие, беспокойные и небезразличные люди работают в школах Волгоградской области.
Был представлен опыт организации исследовательской (учитель биологии школы № 8 Светлана Владимировна Самылкина; учитель биологии «Бурковская СОШ» Среднеахтубинского район Светлана Анатольевна Вундер) и проектной деятельности детей (учитель биологии школы № 19 Наталья Михайловна Аникина; учитель биологии школы № 31, г. Петров Вал Нина Николаевна Лихота), проведения экологических и краеведческих экскурсий ( учитель географии Кумылженской школы № 1 Евгений Викторович Мешков; начальник отдела рекреации, туризма и экологического просвещения природного парка «Щербаковский» Алексей Николаевич Капустин).
Опыт формирования экологической культуры детей-дошкольников был представлен воспитателями детских садов ― Оксаной Викторовной Колобовой (детский сад «Дельфиненок» р. п. Средняя Ахтуба; Галиной Викторовной Фомиченко (детский сад № 4, г. Камышин).
«Участники семинара остались довольны: они получили много полезной информации, даже знакомые методы и приемы экологического просвещения воспринимались как новые, особенно все благодарны педагогам и методистам детской эколого-биологической станции за организацию мастер-классов и деловой игры, ― подвела итог Надежда Собгайда. ― Доктор педагогических наук П.В. Иванов отмечал, что краеведческий материал выступает в обучении в наглядной форме, в форме конкретных примеров, способствует оптимизации мышления учащихся, помогает уяснению сути теоретических положений и связи их с жизнью, с практикой, то есть делает их доступными для понимания и усвоения. Природный парк «Щербаковский» благодарит Олега Александровича Чеванина директора детской эколого-биологической станции за организацию и проведение семинара, всех участников семинара ― за активную творческую работу и надеется на наше дальнейшее сотрудничество».