«С некоторыми из подрядчиков тоже получилась «засада», — пишет «Диалог». — Отобранные, согласно 94-ФЗ, посредством аукциона, некоторые из них оказались иногородними и, мягко говоря, недобросовестными. Приведём только два примера: ООО «Эдельвейс» и ООО «Эксклюзив». «Эдельвейс», заключив контракт, просто бездельничал, так что ценой больших усилий пришлось контракт с этой фирмой расторгать. А «Эксклюзив», который должен, согласно выигранному им аукциону, поставлять специальные противопожарные двери, получив предоплату, вообще исчез. «Залёг на дно». Базируется «Эксклюзив» в Ростове, так что пришлось обращаться в тамошние правоохранительные органы, чтобы разыскать этого горе-поставщика...»
Вот такие, как говорится, пироги. Не мы виноваты, а — они. И вот тут возникает интересный и закономерный вопрос: почему же тогда многие другие объекты были сданы в срок? Даже когда очень спешили? Например, аврально строили Аллею Героев в Парке Победы и реконструировали набережную к 340-летию города. Спешили с цветомузыкальным фонтаном в 2007 году. Вообще спешка — это синоним любых строительных работ в Камышине.
И тут выясняется, что подрядчиками «успешных» работ были некоторые местные камышинские фирмы. Фонтан, например, строил «Гранд-спорт», как и набережную, и Аллею Героев, и многое другое. Значит, если захотеть, то можно неким образом влиять на процесс: отсекать «неугодных», ставить во главу угла «своих». Ведь власть на то и власть, чтобы не пускать работы на самотек. Иначе как потом в глаза населению смотреть?
Но тут случилась оказия: многие камышинские строительные фирмы отказались «заходить» на роддом. Говорят, их звали-уговаривали, а они предпочли «отнекиваться» всеми законными путями. Больно уж стройка представлялась им сомнительной: финансирование то не поступало, то затягивалось, подрядчиков на стройке было много, а у них, как у семи нянек, дитя без глаза осталось. В итоге, город имеет то, что имеет: недостроенный роддом, о котором знает и президент, и губернатор.
В качестве ликбеза скажем, что подрядчик — это сторона договора подряда: специализированное предприятие, которое обязуется под свою ответственность выполнить по заданию заказчика определенную работу с использованием собственных материалов или материалов заказчика за определенную плату. Однако желающих работать на администрацию подрядчиков из камышинских фирм с каждым днем становится все меньше. Причина банальна: администрация не исполняет условия договора по оплате. «Оплатим! Непременно!» — отмахиваются высокопоставленные чиновники Камышина. А денег нет и нет. Да и договора с администрацией города носят для частников-подрядчиков почти кабальный характер.
За примером далеко ходить не надо. Авральными темпами, опасаясь сильных морозов, в 2011 году строилась важная транспортная магистраль Камышина — улица Рязано-Уральская. На дворе — май, а субподрядчик работ ООО «Управление механизированных работ» до сих пор не получило 12 млн. руб за исполнение заказа. Чем и как людям платить зарплату, вопрос — к администрации г. Камышина.
«В 2012 году ООО «УМР» выиграло конкурс на строительство дома № 59 в 5 микрорайоне, — рассказал депутат Камышинской городской думы Николай Малыгин. — Дом предназначается для переселения граждан из аварийного жилья по соответствующей программе. Стройка финансируется из трех источников — федеральные, областные и городские средства. Но деньги в оплату за первый этап выполненных работ поступили из федерального и областного бюджета. А из городского — нет. Получается парадоксальная ситуация: вышестоящим инстанциям гораздо важнее построить дом для переселения жителей Камышина из аварийного фонда, чем администрации города. И подобное происходит сплошь и рядом.
По моему мнению, администрация Камышина делит строительные общегородские работы на те, которые важны, главным образом, для PR-целей и на которые бросаются все силы и средства, и на все остальные. Но разве тротуар для конкретного микрорайона менее важен, чем, например, Аллея Героев? А как можно поделить ремонты, стройки, благоустройство? Со стороны администрации отсутствует системная работа со строительными фирмами. Я не помню, когда в последний раз собирали застройщиков города. Я не помню, когда в последний раз собирали градостроительный совет, членом которого я являюсь. Количество построенного жилья падает, федеральные деньги активно не привлекаются, а строительных организаций в городе становится все меньше: многие из них либо обанкрочены и закрыты, либо прошли через процедуру банкротства. И, как результат, новых строек в Камышине практически нет. А когда в городе нет строек, у него нет и будущего».
В этих условиях не хотелось бы пророчествовать о будущем Камышина, которое явно не выглядит светлым и перспективным. Логика здесь проста: чем меньше местных подрядчиков задействованы на стройках, ремонтах и реконструкциях, тем меньше работы у рядовых камышан: строителей, отделочников, стекольщиков и т. д. А значит, ниже уровень жизни горожан. Почему же тогда администрация г. Камышина помогает кораблю плыть в этом направлении в то время, когда надо брать штурвал на себя и разворачивать его лицом к местным подрядчикам, будь то рядовые строительные фирмы или крупные местные производители или промышленники?