Роман Гребенников — один из тех немногих общественных деятелей региона, которые не нуждаются в особом представлении. Если задаться вопросом: «Кто не понаслышке знает, как живет областной центр, город с миллионным населением, и как строится взаимодействие между Москвой и регионами?» — то в ответ услышим одну фамилию: «Гребенников». Роман Георгиевич согласился ответить на вопросы Информационно-аналитического агентства «Инфокам». Приводим вашему вниманию нашу беседу.

— Роман Георгиевич, можно попросить Вас развить тезис о «михайловском укрупнении» — слиянии города и района в одну административно-хозяйственную единицу? Ваш взгляд на перспективу этого проекта?

— Сама идея появления единой администрации и единого представительного органа — верная. Безусловно, центральный населенный пункт в рамках сельского района имеет свою значимую роль, но при этом дробить администрации в рамках этого населенного пункта — на городскую и районную — означает дробить саму власть. Я припоминаю период, когда, будучи председателем областной думы, являлся свидетелем такой ситуации: глава Урюпинского района активно «воевал» против главы города Урюпинска, а их администрации располагались через дорогу друг от друга. Это приводило к анекдотичным ситуациям, когда, например, городская администрация не хотела убирать мусор возле районной, а район «мстил» тем, что из сельских поселений завозил мусор в городскую черту. Эта, мягко скажем, несуразица ничего доброго не приносит!

Но хотел бы подчеркнуть: объединительные процедуры — это исключительно индивидуальный процесс. Здесь нужно учитывать исторически сложившиеся традиции, привычки, уклад жизни, к которым надо относится с уважением. Необходимо также учитывать авторитет власти — как городской, так и районной. Ведь объединение может закончится тем, что более авторитетный глава потеряет власть, а менее авторитетный встанет «у руля». А в результате будет негативно оценена сама позитивная идея объединения, потому что люди увидят отрицательный результат политического спора.

Подводя итог, отмечу, что, во-первых, каждое такое объединение нужно анализировать в индивидуальном порядке, а во-вторых, оно не должно носить характер некой политической победы одного главы над другим. Наконец, от этого объединения должны выиграть и жители, и политические элиты города и района. Тогда не будет скандалов и бесконечных выяснений отношений, которые могут перерасти в плоскость «подковёрных интриг», когда будет сказано: «Вот какая нелепица получилась в результате объединения!» Ведь любые реформы не приводят к быстрому результату, а значит, через небольшой промежуток времени настроение людей тоже может изменится в худшую сторону. И положительная идея объединения укрупнения может быть омрачена неудачной ее реализацией!

Идею поддерживаю, но подходить в ее реализации нужно очень «гибко». Уверен, что областная администрация поступит в этом смысле мудро и сгладит возникающие проблемы.

— Что бы Вы сказали об экономической ситуации в крупных промышленных центрах региона: Волгограде, Волжском и Камышине? Насколько они в состоянии умножить свой потенциал, создать новые рабочие места и привлечь инвестиции?

— За два года пребывания у власти бывшего губернатора Анатолия Бровко я, как и все жители области, столько всего наслушался про инвестиции и подъем экономики, что хватит надолго... Я более критично отношусь к перспективам развития промышленных зон Волжского, Волгограда, Камышина и других райцентров. На чем базируется моя критичность? Во-первых, на том, что производственная база наших промышленных предприятий изношена и нуждается в скорейшей замене. Во-вторых, от прихода государства на ряд крупных производств Волгограда ни город, ни область ожидаемого положительного эффекта так и не увидели. Я имею в виду смену собственников на заводе «Красный Октябрь», «Химпроме» и т. д. Мы не наблюдаем рывка в промышленном производстве и начинаем радоваться тому, что промышленность более-менее выходит на докризисный период показателей 2008 года. Тогда как сейчас у нас 2012 год.

Радоваться, собственно, особенно нечему. Поэтому бесконечные пустые фразы предыдущего губернатора А. Бровко не находили понимания ни у промышленников, знающих реальное положение дел, ни у экспертов, ни у трудовых коллективов этих предприятий. Потому что когда ты получаешь не среднюю по промышленности зарплату в 17-18 тыс. руб., о которой красиво отчитывается статистика, а реальную в размере 8-10 тыс. руб., то ты знаешь, как обстоят дела на предприятии и думаешь уже о том, как вообще выжить на эти деньги. Я бы оценил ситуацию в промышленности как «удовлетворительную».

При этом мы имеем следующий факт: большинство крупных промышленных производств не платят в область налога на прибыль, а значительная их часть к тому же имеет дополнительные схемы ухода от других налогов — на землю, НДФЛ и т. д. Я возглавлял Волгоград и помню, как с помощью банкротства завод «Красный Октябрь» благополучно «ушел» от погашения долга перед городом-героем по налогу на землю. Такие же долги были созданы, как я понимаю, и по налогам в областной бюджет.

Я не уверен в том, что у нас идет большой приток инвестиций в промышленную среду. Я вижу, что в Волгограде практически «на лопатках» лежат судостроительный, судоремонтный, кожевенно-сыромятный и метизный заводы. В неблагоприятной ситуации находится «Химпром». Нет подъема производства на заводе «Красный Октябрь». Радует, конечно, работа Себряковцемента и некоторых других производств. Но это, скорее, не приток инвестиций, а изменение конъюнктуры продаж и целенаправленная работа самих предприятий. Я надеюсь, что в нашей стране от общих макроэкономических показателей наконец-то перейдут к настоящей промышленной политике — к политике по развитию промпроизводств с соответствующим протекционизмом, заказами и их лоббированием на Западе, с оказанием реальной помощи тем отраслям, которые практически ликвидированы.

— Совсем скоро муниципальные учреждения здравоохранения переходят на областной уровень подчинения. Ваше ощущение — пациенты не очень почувствуют сосредоточение всей серьезной медицины в Волгограде?

— Это вопрос не в моей компетенции. Но хотелось бы отметить, что если областное правительство сохранит социальные гарантии для медперсонала здравоохранения Волгограда (муниципальные доплаты), если будут сохранены ассигнования, которые выделялись на покупку высокотехнологичной медтехники, а также увеличены бюджеты медучреждений, то в этом случае медицинские учреждения Волгограда и области только выиграют. В ином случае положительных изменений мы наблюдать не будем. Надеюсь, что команда губернатора не допустит уменьшения социальных гарантий, иначе говоря дохода врачей и медперсонала волгоградского здравоохранения.

— Премьер Дмитрий Медведев недавно отметил, что правительству реально необходима конструктивная критика того, что оно делает. Не пришло ли время сделать таким противовесом официальным властным структурам на местах общественные палаты или советы муниципального уровня?

— Структура управления в рамках Правительства России кардинально отличается от структуры управления в рамках муниципалитетов. Например, согласно ФЗ № 131 депутаты городской думы могут двумя третями голосов отстранить главу от власти или не принять его годовой отчет. Более того, у городских дум есть право с помощью счетной палаты проверить каждое бюджетное учреждение муниципалитета.

На федеральном уровне — иная структура власти. Гос.Дума, например, не может отправить в отставку главу правительства. На это имеет право только Президент, который по Конституции обладает всей полнотой власти. На федеральном уровне задействованы совершенно другие рычаги баланса сил,  а на муниципальном — исполнительная власть в большой степени подчинена представительной. Простой пример: в Волгограде более полутора лет городом руководят люди, избранные не народом, а назначенные гордумой. Очевидно, что подобного баланса между исполнительной и представительной властью на федеральном уровне нет.

На мой взгляд, именно поэтому для обеспечения баланса между обществом и властью глава правительства Дмитрий Медведев и вводит общественные советы в рамках каждого министерства и ведомства. Иначе министры будут совершенно «оторваны» от сермяжной правды и рядовых россиян и замкнуться в круге своих должностных полномочий. Но модели управления федерального характера зачастую бессмысленно переносить на муниципальный уровень. Возьмите хотя бы бюджеты... Муниципальные бюджеты регионов России, за исключением двух-трех, где добывают алмазы и нефть, — дефицитные, а федеральный бюджет у нас — профицитный. Налоговая система построена так, что малособираемые налоги оставлены муниципальной казне, а наиболее собираемые забраны в федерацию. Поэтому и ситуация в стране такая: в центре — профицит, а у нас — дефицит.

— Губернатор Сергей Боженов посетил футбольные поля города-героя в преддверии чемпионата мира по футболу. Роман Георгиевич, какие дивиденды, по Вашему мнению,  принесет городу и области проведение этого международного спортивного мероприятия?

— Я приветствую любые инвестиции в спортивную, дорожную, коммунальную и другие отрасли города и области. С этой позиции я оцениваю будущий чемпионат мира по футболу. Можно сколько угодно спорить о том, что будет потом с пятизвездочными отелями, окупятся ли они, переделают ли их в другие заведения, но это, как говорят в народе, вопрос десятый.

К местному футболу я отношусь критично. Конечно, я радуюсь победам нашего «Ротора», но в ближайшие два-три года мы вряд ли выйдем на серьезный уровень. Для этого нужны большие финансовые вливания со стороны, например, Газпрома или Лукойла, которые содержат передовые футбольные клубы России. Наш «Ротор» пока содержится на средства из областного бюджета, а я не думаю, что в ближайшие годы казна области вырастет настолько, что мы сможем добиться выхода «Ротора» на иной, более высокий уровень.

Если команда губернатора Сергей Боженова хорошо подготовит проекты для инвестиций со стороны государства в развитие спортивной и туристической инфраструктуры Волгограда к чемпионату мира, то, безусловно, город и область лишь выиграют от этого. Я надеюсь на лучшее и на мудрость губернаторской команды.