Когда круизный четырехпалубник, на котором проходила международная конференция «Журналистика XXI века», пришвартовался в Нижнем Новгороде, показалось, будто за нашей спиной остались самые красивые исконно русские города на Волге — Углич, Мышкин, Калязин, Ярославль, Кострома, Плес, Городец... И будто за них мы тоже в ответе. Потому что, как бы ни ругали отечественную журналистику, общество устроено так, что нуждается в свободном слове.

Российский Союз журналистов, приняв решение проводить конференцию на борту теплохода, точно рассчитал центр «притяжения» дискуссии. Мы говорили о корнях. О том, что историей становления государства российского, оживающей во время прогулок по  городам-истокам, давно выверены главные точки отсчета для писателей и публицистов: патриотизм, духовность, нравственность.

Хотя современную журналистику мэтры пера безжалостно делят на конфликтную и бесконфликтную, причем последнюю уже и «отраслью»-то не считают. Так, «баловство» одно писать про природу и погоду. Ведь современный мир априори настолько конфликтен, что отражать его посредством описательства становится, мол, невозможно. Такую формулу вывел в своих рассуждениях известный автор судебных очерков, публикуемых в «Комсомолке», «Известиях», Павел Никитинский. Отечественная журналистика неумолимо «дрейфует» в сторону востребованной, если хотите — оплачиваемой читателем и пользователем, а стало быть — в сторону остросюжетной, жесткой, акцентировал Никитинский. Однако и «короли» публицистических «боевиков» не могут лишить свои произведения нравственности, иначе получается информационный продукт иного сорта. А «брак» на медийном рынке пользуется спросом все реже. Не случайно реальными соперниками журналистов сегодня становятся блоггеры, которые мало заботятся о красотах языка, аналитики, но максимально удовлетворяют требования публики к мобильности и достоверности. Московские журналисты подтвердили: самыми читаемыми «произведениями», например, в дни известных событий на Болотной площади и проспекте Сахарова становились не размышления журналистов, а картина событий онлайн без комментариев, фрагменты которой были сняты зачастую на мобильники.

А заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Николай Кудий заявил, что на медиапространстве сегодня очень удобно устроились именно «транспортеры» журналистского продукта — «все эти рамблеры», как назвал их наш профильный «замминистра». Ведь собственники ресурсов не создают контента (содержания) распространяемых новостей. Зато прибыли имеют — не сопоставимые с редакциями информагентств. Впрочем, что делать с этим «перекосом», участники конференции так пока и не выяснили. Зарубежные гости — а на борту собрались журналисты и издатели из США, Норвегии, Германии, Румынии, Марокко, большая делегация из Китая — приводили в пример практику своих стран, где «транзитеры» информации покупают продукт у производителей (редакций и частных авторов) за очень неплохие деньги. Ну так это же у них!..

За «коммерциализацию» партнерства, а правильнее сказать — за придание большего веса «мозговым конвейерам», на которых заняты именно журналисты, активно высказывался председатель нашего творческого Союза Всеволод Богданов. Он считал, что любая, в том числе «стилистически не навороченная» новость, выпущенная газетчиком, телевизионщиком, — эксклюзивный и ценный товар. В определенном смысле оппонировали ему «Золотое перо России» Лидия Графова («Российская газета»), известный российский публицист Лев Аннинский и блестящий прозаик современности (главный редактор «Литературной газеты»), один из моих любимых писателей Юрий Поляков. «Когда у пишущего человека нет большей тревоги, чем та, будто на передаче его текстов кто-то обогатился, — что говорить о таком пере? Удовольствие от чтения написанного мастером никогда не сравнится с восприятием информации, доведенной до потребителя «скороговоркой». Значит, коллеги, надо работать над словом, если мы хотим думать о журналистике в высоком смысле». Вспоминая тонкие и «сочные» романы и повести Полякова, я соглашалась с ним с «полувздоха»!

Но «прикладные» по отношению к «чистому» творчеству вопросы не волновать представителей разных СМИ уже не могут. Тем более что самой многочисленной «армией» участников конференции были журналисты из муниципальных и независимых изданий малых городов России. А поскольку с высоты Федерального профильного агентства начальники прозрачно намекнули, что «с «районками» мы будем что-то делать, потому что их содержание из местных бюджетов не вполне легитимно», сразу несколько секций конференции рассматривали модели трансформации этих СМИ в такие формы собственности, как ООО и ОАО. Вообще тема продвижения прессы России в сторону негосударсвенных структур доминировала, и живых примеров приводилось этому немало. Их озвучивали мои коллеги из Петрозаводска, Архангельска, Краснодара, Новосибирска, Томска и других регионов. Ну, а какая война пока имеет место в российской глубинке, когда независимые СМИ серьезно теснят на медийном поле официальные издания, — об этом под двадцать камер рассказала на конференции в том числе и я, представлявшая, к сожалению, Волгоградскую область в единственном числе. Довольно юмористично прозвучало вслед за мной выступление главного редактора «Экономической газеты» из Марокко, который заявил, что усовершенствованные законы его страны разрешают теперь журналистам безбоязненно критиковать даже короля Марокко! По этим законам журналиста уже нельзя посадить в тюрьму за сказанное им слово, уволить с работы или преследовать членов его семьи.

В нескольких областных центрах по маршруту журналистского тура на теплоход поднимались губернаторы. Самые интересные брифинги прошли с участием Сергея Ситникова (Костромская область), еще недавнего «главного цензора» России — руководителя Роскомнадзора, и Валерия Шанцева (Нижегородская область). О них расскажу в следующей главе этих заметок завтра. А еще днем позже — о любопытных подробностях поездки в городской округ Бор Нижегородской области, который не так давно поменял вывеску «муниципальный район» и пережил референдум об объединении под одной крышей ряда сельских поселений.

Всем интересующимся финансовой стороной моей роскошной командировки докладываю: расходы по круизу полностью взял на себя Российский Союз журналистов, по приглашению которого мы и участвовали в этом большом «мастер-классе».