26 июня 2012 года.
Уважаемые коллеги, друзья!
Прошло пять месяцев моей работы в качестве губернатора Волгоградской области. Скажу откровенно: за это время регион стал для меня родным. Я старался понять его особенности, изучить причины успехов и проблем, а также настроение, запросы и нужды людей. Но главное внимание стремился уделить приоритетам развития области — как ближайшим, так средне- и долгосрочным. И посчитал необходимым публично поделиться с вами планами и подходами, которые уже удалось выработать. В их подготовке принимали активное участие специалисты, хорошо знающие свой предмет. А также эксперты общественных советов при органах власти.
Сегодня здесь присутствуют представители органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, члены экспертного совета и Общественной палаты. Сразу скажу, что рассчитываю на нашу совместную эффективную работу. На то, что мы одна команда. Для меня этот фактор имеет ключевое значение. Убежден, что ни один губернатор в мире, даже с надежным ближайшим окружением, не может быть успешным, если у него нет широкой поддержки в регионе. Поэтому считаю одной из своих задач объединение ресурсов власти всех уровней и общественных сил. Ведь у нас общая цель — обеспечить условия для благополучной, комфортной и безопасной жизни в нашей области. Мы обязаны в полной мере выполнить свой социальный долг. И ради этого решить непростые задачи в сфере экономики и образования, здравоохранения и ЖКХ. Создать современную инфраструктуру и нормальную экологическую среду.
На федеральном уровне уже заданы четкие ориентиры социально-экономического развития. Президент страны Владимир Владимирович Путин в день своей инаугурации подписал важнейшие указы, где определены стратегические направления движения России вперед. Вы хорошо знаете, что они касаются практически всех сфер жизни — от экономики и социальной политики до военного строительства и межнациональных отношений. И регионы должны принимать самое активное участие в реализации поставленных задач.
При этом нам важно разработать и внедрить такую систему планирования, которая бы ясно отражала тенденции развития Волгоградской области. Определяла бы последовательность конкретных шагов по каждому из приоритетов. И в строительстве, и в промышленности, и в сельском хозяйстве должны быть четкие конечные цели. Перспективы, понятные не только руководству отраслей, но и всем, кто в них работает.
Уважаемые коллеги, прежде чем перейти к конкретным направлениям, хочу остановиться на задачах, которые стоят перед органами государственного и муниципального управления.
Полагаю, и вы со мной согласитесь, что один из главных недостатков работы аппаратов — их закрытость. Такой неэффективный стиль работы сложился за многие годы. В итоге людям, которые делегировали нам власть и которым мы призваны служить, порой трудно достучаться до чиновников. Отсюда недоверие и справедливые претензии «в отрыве от народа».
Очевидно, что работать в условиях максимальной открытости — трудная задача. Это требует и дополнительных усилий, и немало времени. Конечно, такие перемены не происходят в одночасье, с устоявшимися традициями трудно расставаться. Но придется! Неизбежность этого процесса должен осознать каждый государственный и муниципальный служащий. Исключений здесь не будет — это моя твердая позиция.
Открытость будет обеспечиваться в том числе и деятельностью общественных советов, которые по моему поручению уже созданы при каждом министерстве. Но при этом подчеркну, что их работа должна быть действительно содержательной. И в целом надо навсегда оставить в прошлом работу для галочки, ради формального отчета. Надо активно использовать сайты Интернета, с максимальным привлечением для обсуждения проблем молодежи из муниципальных образований. Необходимо в процессе принятия решений учитывать все разумные альтернативные предложения, которые звучат от представителей бизнеса, науки, культуры, гражданского общества.
Стандарты качества работы чиновников должны быть едины. Внимание к людям, стремление решить, а «не порешать», как принято говорить в чиновничьем мире, вопросы, с которыми к ним обращаются — важнейший критерий оценки их деятельности. Каждый житель должен быть уверен, что он получит государственные и муниципальные услуги без всяких проволочек и необоснованных отказов. Работа власти для предпринимателей будет строиться в регионе по стандартам, предложенным Федеральным агентством стратегических инициатив. Первое: мы отделяем функцию контроля от функции исполнения; второе: максимально обезличиваем исполнителя государственных услуг.
Волгоградская область — один из немногих регионов, где государственные и муниципальные служащие уже повышают свою квалификацию, приобретают навыки современного управления. Принципиальным является также то, что на всех уровнях власти мы внедряем проектно-программный принцип управления. С его помощью нацелим бюджет области на развитие, привлечем кадровый резерв и социальных активистов к реализации стоящих перед регионом задач.
Я также подписал постановление о перечне показателей оценки эффективности органов исполнительной власти Волгоградской области. Перед ведомствами в рамках их компетенции будут поставлены целевые задачи и цифровые показатели, а также сроки их достижения. Выполнение этих требований будет способствовать тому, что наша область сможет войти в тридцатку регионов с комфортными условиями жизни и ведения предпринимательской деятельности. Конечно, это непросто, но если мы не будем ставить перед собой таких амбициозных задач, то положение дел в области останется на прежнем уровне. А жители нашего региона ждут кардинальных перемен к лучшему. И мы обязаны работать так, чтобы оправдать эти надежды.
Теперь о конкретных направлениях. Первое — это диверсификация экономики, повышение инновационной и инвестиционной активности, создание кластеров — зон опережающего развития. Без такого креативного и современного подхода мы вряд ли сможем обеспечить действительно качественный уровень жизни людей.
Поэтому очень важно изучать и «поднимать на щит» конкурентные преимущества региона, взаимодействовать с институтами развития и финансово-кредитными структурами. Нам крайне важно использовать их потенциал на территории области. Формировать необходимую инфраструктуру для оперативного размещения новых инвестиционных объектов и производств. Все это в наших руках и вполне осуществимо. Возможно, кто-то сейчас думает, что было бы куда лучше направить усилия на решение наболевших социальных проблем. Но жизнь уже показала, что без прорывных технологий мы не достигнем этих целей.
Социальные вопросы надо решать параллельно с инновационным развитием, с поддержкой талантливых, продвинутых людей. Приведу простой, всем понятный пример: прорывы в средствах связи. Еще совсем недавно мобильный телефон воспринимался как роскошь. Сегодня он незаменимый атрибут нашей жизни. Или Интернет, к широкому внедрению которого лет семь назад мы относились как к мечте чудаков. Но ведь были люди и отрасли, которые вопреки недоверию продвигали эти идеи, добивались их реализации. Несколько десятилетий назад точно также завоевывали мир создатели телевидения. Я не собираюсь заниматься шапкозакидательством, но переводить экономику на инновационные рельсы нам придется. И здесь, уверен, собрались люди, которым не надо доказывать эту истину. Я просто призываю вас хорошо продумать план в этой сфере.
Волгоградская область лидирует в научных исследованиях и инновациях в Южном федеральном округе. Отдача от бюджетных и внебюджетных вложений в науку и подготовку кадров здесь достаточно высокая. А эффекты от концентрации исследовательской и образовательной активности мультипликативны, носят межрегиональный характер и полностью соотносятся с общефедеральными интересами.
Так, в Волгоградском госуниверситете создают светоскопы и дефектоскопы, основанные на нанотехнологиях, здесь же есть конкретные разработки по альтернативному дорожному покрытию. В Волгоградском медицинском университете давно работает признанная в мире научная школа, которая создает абсолютно новые лекарства и препараты. Все это солидная база для того, чтобы предметно и последовательно заниматься инновационным развитием. Уверен, что при грамотном подходе к решению этой задачи мы обязательно достигнем прорывных результатов.
Теперь об инвестициях. Наш регион по объему инвестиций в основной капитал и поступлению иностранных инвестиций занимает третье место в округе после Краснодарского края и Ростовской области. Однако можно смело сказать: регион серьезно недоинвестирован! Что мешает приходу инвесторов? Это устаревшая коммунальная инфраструктура; высокие тарифы на техническое присоединение к энергосетям, сложность административных процедур, отсутствие кредитов на этапе старта инвестпроекта.
Нам, во-первых, необходимо совершенствовать региональное инвестиционное законодательство. Кстати, в эти дни мы вносим в него важнейшую поправку, вводя в перечень получателей льгот застройщиков гостиничной инфраструктуры. Во-вторых, снижать административные барьеры, применять механизмы государственно-частного партнерства. В третьих, поддерживать местных инвесторов и через использование налоговых и таможенных стимулов привлекать инвесторов из других регионов страны и из-за рубежа. Приоритет получат инвестиционные проекты, направленные на развитие точек роста, которые мы видим, прежде всего, в промышленности, агропромышленном комплексе и проектах, имеющих очевидный социальный эффект.
Кроме того, я дал поручение закреплять за каждым инвестиционным проектом госслужащего, которому инвестор сможет в любое время дня и ночи звонить и решать все возникающие проблемы. Я также призываю бизнес-сообщество выходить с предложениями по реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. Нам нужны ваши идеи! И нужны финансовые средства в объемах, соразмерных большому потенциалу области. Для успешной модернизации экономики необходимо кратное увеличение притока инвестиций в регион. И мы будем уделять этим вопросам приоритетное внимание.
Второе направление — совершенствование бюджетной политики. Ее ориентиры позвольте определить кратко. Подробный анализ будет дан в процессе представления Бюджетного послания.
Бюджет региона должен быть выстроен по программно-целевому принципу, основываться на стратегических ориентирах, содержать оценку реальных возможностей для увеличения расходов.
Наращивая собственную налоговую базу, мы параллельно будем максимально использовать возможности, которые нам предоставит федеральный бюджет в связи с празднованием 70-летия Сталинградской битвы и 70-летия Победы, занимать активную позицию по привлечению средств федерального бюджета уже на стадии формирования федеральных целевых программ.
Среди других шагов, которые уже начали прорабатываться — введение патентной системы налогообложения малого бизнеса, формирование полной налоговой базы по земельному налогу, тщательный мониторинг эффективности всех региональных льгот.
Третье направление — развитие промышленности и агропромышленного комплекса.
Господдержку предприятий я вижу в субсидировании процентной ставки тем, кто приобретает новое оборудование. Даю поручение Правительству Волгоградской области, чтобы такая поддержка нашла свое отражение в бюджете развития на 2013 год.
И, конечно, необходимо расширение участия промышленных предприятий в федеральных целевых программах. В настоящее время таких примеров лишь два. В 2013 году мы — я обращаюсь к Правительству — должны увидеть увеличение этого списка.
Все меры поддержки и эффективная работа наших сельхозпроизводителей, селян дали свои результаты: в январе—апреле 2012 г. Волгоградская область среди субъектов Южного федерального округа занимала 2-е место по индексу сельскохозяйственного производства. Тем не менее в сельском хозяйстве остается немало системных проблем.
2012 год с его аномальной жарой еще раз подтвердил важность мелиорации как базиса для поддержки кормовой базы животноводства. Мы будем продолжать эту работу.
Занимая 2-е место в ЮФО по сбору овощей, область перерабатывает лишь 5—7% урожая. Нам необходимо стимулировать тех инвесторов, которые будут строить овощехранилища и перерабатывающие комплексы. Думаю, что к 2013 году мы найдем такую возможность в бюджете.
Противоположная ситуация в сфере производства молока. Надои в регионе загружают местную переработку лишь на четверть. Поэтому сразу могу сказать: инвесторы, которые строят молочные фермы, всегда будут поддерживаться.
Мы рассчитываем на запуск Агротехнопарка как базовой модели взаимодействия агробизнеса, агронауки и бизнеса. Мы будем поддерживать фермеров, которые создают аналогичные технодворы в своих хозяйствах и работают комплексно — от выращивания продукции до переработки и сбыта урожая.
Новое развитие должна получить традиционно сильная волгоградская кредитная кооперация как реальный источник средств для расширенного воспроизводства малых и средних сельхозпредприятий.
Увеличение доли таких предприятий во всех сферах экономики — одна из наших важнейших задач. Здесь мы занимаем средние позиции в округе, несмотря на то, что в области немало инициативных, предприимчивых людей. В регионе сокращается число бизнес-субъектов, особенно малых и средних — на 15 тысяч за последний год. О каком развитии при таких условиях мы говорим? Когда стагнирует бизнес, сужается региональный рынок труда.
Очевидно, что надо тщательно изучить все причины такого положения дел. Но, думаю, главная проблема здесь — ограниченная, нечестная конкуренция и избыточное регулирование работы бизнеса. Это болезнь многих регионов. И нам надо выработать четкий перечень мер, способствующих развитию конкуренции и окончательному снятию барьеров, мешающих людям вести свой бизнес.
Смотрите, что получается: у нас статистически достаточно спокойная криминогенная обстановка. А вот с безопасностью бизнеса дела хуже. Люди властям и друг другу мало доверяют, бизнес открывать боятся. А тот, который есть, стремятся перевести в другой регион или, того хуже, спрятать в тень. Убежден, что все властные структуры, в том числе правоохранительные, должны быть «заточены» на поддержку и защиту предпринимателей.
Ведь именно они создают экономику региона. А значит пополняют наш бюджет и дают возможность решать наболевшие социальные проблемы.
Четвертое направление — создание благоприятной среды для жителей Волгоградской области. При грамотном использовании имеющихся ресурсов социальная сфера может рассматриваться как региональная зона роста. Отсюда основные принципы нашей социальной политики — адресность помощи, защита «детских статей», внедрение стандартов и повышение качества представляемых населению услуг, сокращение неэффективных расходов.
Наша задача — пропустить каждую строку регионального соцпакета через фильтр адресности. Мы помогаем тем, кто без помощи обойти не может.
У нас есть понимание, как решать наболевший вопрос очередности в детские сады. Параллельно со строительством новых зданий мы будем максимально возвращать в собственность здания, ранее бывшие детсадами. Договариваться с федеральными ведомствами и коммерческими структурами о передаче пустующих зданий, как это мы уже делаем с МВД. Реальную господдержку получат частные детские сады и детские сады на дому.
Сообщу и долгожданную новость для производственников, которым так не хватает молодой рабочей смены. С этого года мы приостанавливаем госзаказ на подготовку юристов и экономистов в колледжах, училищах и техникумах регионального значения. Приоритет — рабочим специальностям.
В здравоохранении необходимо сделать упор на раннюю диагностику заболеваний, охрану детского здоровья, развитие мобильной медицины. Это залог того, что в течение 5 лет мы преодолеем демографический спад. Уровень рождаемости в регионе к 2016 году должен превысить уровень смертности.
В Волгоградской области по-прежнему сохраняется высокий уровень неэффективных расходов в образовании и здравоохранении. Я поручаю Правительству разработать четкую и понятную программу сокращения таких расходов.
Одним из самых эффективных ресурсов регионального развития является культура. Мы должны всемерно поддерживать творческие коллективы, особенно детские. Помогать им развиваться, а не выживать. Это забота о будущем. В такой системе талантливые волгоградские дети смогут найти себя, продолжив творческий путь в профессиональных коллективах, которым власть также должна уделить максимум внимания.
В каждой школе Волгограда и области должен быть выбор спортивных кружков. Проведение внутришкольных, а не только межшкольных соревнований должно стать обязательной традицией. Это не стоит больших денег, но на системной основе даст громадный результат — начиная от формирования привычки и моды на здоровый образ жизни до пополнения скамейки запасных профессионального спорта.
Несколько слов о футбольном клубе «Ротор». Побывав на решающей игре 19 мая, я был потрясен народной любовью к команде. На стадионе не было свободных мест. Какое еще мероприятие собирает у нас столько народу? «Ротор» — это не просто бренд региона, «Ротор» — часть волгоградской души. Не поддерживать такую народную любовь мы не имеем права.
Конечно, мы будем поддерживать спортивные инициативы, которые возникают среди волгоградцев разных возрастов. Мы видели, какой массовый энтузиазм вызвал велопробег на День независимости России. Такому образу жизни — наше веское «да»!
От каждого из нас зависят и вопросы природосбережения. В деле формирования так необходимой нам экологической культуры преуспели волгоградские ТОСы. Думаю, мы поддержим их инициативу и объявим 2013 год Годом благоустройства Волгоградской области.
Нам необходимо ускорить и темпы ввода жилья, прежде всего эконом-класса, восстановив на региональном рынке баланс спроса и предложения.
Где мы видим резервы роста? Прежде всего, в повышении потребительского спроса. Уже в этом году стартовала, а в следующем году получит свое развитие региональная программа бюджетных компенсаций 2/3 ставки по ипотечным кредитам всем волгоградцам, которые покупают первую квартиру. Параллельно мы ведем серьезные переговоры с банкирами относительно снижения размера первоначального взноса по ипотеке.
Второй резерв — в помощи застройщикам по обустройству инфраструктуры земельных участков. Я поручаю Правительству в следующем году найти возможности компенсировать строителям часть процентной ставки по кредитам на эти цели.
Наращиванию объемов строительства будет способствовать наше решение осваивать госзаказ на жилье для ветеранов, уволенных в запас военнослужащих, детей-сирот путем строительства новых домов силами наших местных компаний, а не покупки квартир на вторичном рынке. Мы должны понимать ситуацию с многоэтажками, практически готовыми к вводу, но по разным причинам замороженным. Надо изыскать возможности ввести их в строй. Будем поддерживать развитие малоэтажного строительства.
Я настаиваю на скорейшем утверждении региональных тарифов на присоединение к энергосетям. Их отсутствие — серьезный тормоз на пути ускорения жилищного строительства.
Предприняв эти и другие меры, мы сможем поэтапно решать жилищные вопросы наших жителей и достичь плановых показателей Минрегиона РФ по вводу жилья — более 1 млн кв метров к 2015 г.
***
Уважаемые коллеги! Многие темы, которые волнуют жителей области, остались «за бортом» моего выступления. Но даже те, которых я коснулся, составляют огромный пласт проблем, которые надо решать. Причем не откладывая ни на один день! И все это не только планы и заботы губернатора Боженова. Это наши общие задачи. Задачи одной команды, которую составляют представители власти и общественности. Рассчитываю, что и политические партии не останутся в стороне. У нас так много дел, что спорить будет некогда. Впрягаться в повседневную работу надо всем.
Я открыт для консультаций и бесед, для делового и конструктивного обсуждения всех насущных вопросов. Но давайте больше действовать — именно этого ждут от нас жители области.
Желаю всем успехов и благодарю за внимание.