Горожане спрашивают, что это за деньги, из каких расчетов взяты, ведь холдинг — автономное учреждение, а значит по закону учредитель (мэрия) может оплачивать ему только муниципальное задание, а не финансировать зарплату сотрудников и т. д. Во всех письмах камышан содержится непонимание связи растущих финансовых вливаний в холдинг и существенного сокращения тиража основной газеты, им издаваемой, — «Диалог», который можно объяснить только падением интереса рядовых читателей к названному СМИ.
Заметки на тему медиахолдинга всегда вызывают на портале бурные упреки в адрес «Инфокама» — конкурирующего немуниципального СМИ, поэтому ответить авторам писем мы постараемся исключительно в фактическом ключе.
Взгляд на «статус» собственников СМИ в новых политических реалиях постоянно озвучивается президентом и премьером страны и состоит в том, что государственные и муниципальные структуры должны избавляться от этих непрофильных активов. Выступая не так давно на независимом телеканале «Дождь», Дмитрий Медведев охарактеризовал «политическую целесообразность», которую навязывают собственники-властные структуры своим газетам, так: «Собственник всегда свою волю проявляет. Иногда он это делает жёстко — наверное, для средств массовой информации это неправильно».
Многие российские регионы сразу поняли, какое отношение к СМИ цивилизованное и правильное. Из МУПов, МУ, МАУ, которыми были структуры СМИ, созданы ООО, ОАО, ИП, АНО в Краснодарском крае, Новосибирской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Белгородской и многих других областях. Свои интересы в независимых СМИ власть реализует путем заключения договоров на приобретение части площадей через открытые конкурсы. Потребители информационного продукта приобрели возможность получения более содержательного и востребованного контента. Реорганизованы государственные и муниципальные учреждения, предприятия СМИ и в Волгоградской области. Частными структурами стали медиахолдинги в Волгограде, Волжском, Михайловке и ряде других городов региона.
Почему, имея столько отрицательных отзывов о работе муниципального холдинга, власти в Камышине по-прежнему держатся за старую конструкцию? Видимо, пока срабатывает стереотип, что «своим» журналистам легче приказать себя хвалить. О том же, что подписчикам невозможно приказать ни читать, ни любить ангажированные издания, — администрация в Камышине, похоже, никак не может задуматься всерьез.
Существенной потерей для рейтинга мэрии остается и закрытая система формирования муниципального задания медиахолдингу, без которого его финансирование в принципе невозможно. Судя по отдельным официальным ответам администрации городского округа на эту тему, сегодняшнее финансирование медиахолдинга соответствует оплате издательских и общих расходов, приходящихся на половину площади каждого выпущенного номера «Диалога»! Разумеется, столько официальных материалов мэрия в этой газете не размещает. А это означает, что, превышая законные полномочия, она платит не только за отчеты, результаты торгов, прогнозы развития территории, но и за «журналистские» статьи. В рамки какой политической целесообразности она в таком случае загоняет журналистов, остается только догадываться.
Возвращаясь к письмам-возмущениям читателей, можно заметить, что существующее положение вещей с муниципальным медиахолдингом — дело, разумеется, временное. Скорее всего, не дожидаясь законодательного запрета на собственность подобного рода учреждений, администрации Камышина придется провожать под каким-то благовидным предлогом это специфическое учреждение на «вольные хлеба». А вот сумеет ли оно после «жарких объятий» власти пуститься в свободное конкурентное плавание, — проблема, над которой чем раньше задуматься, тем логичнее. Депутатам, руководителям и журналистам искусственной структуры — в том числе.