Как информирует Служба корпоративных коммуникаций Приволжской железной дороги — филиал ОАО «РЖД», дистанция начала свою историю в годы Великой Отечественной войны, когда велось строительство легендарной Волжской рокады (Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино).
В августе 1942 года по вновь проложенной ветке Иловля – Петров Вал прошли первые поезда, а уже в сентябре открылось движение по направлению Петров Вал – Саратов. С первых же дней рокада приобрела стратегическое значение и сыграла поистине историческую роль в Сталинградской битве. Значительный вклад в победу советских войск под Сталинградом внес коллектив и Петроввальской дистанции пути, который обеспечивал бесперебойную работу железнодорожного узла.
Высокую значимость дистанция сохранила и в послевоенные годы: именно благодаря Волжской рокаде получило мощное развитие правобережье Волги.
Сегодня Петроввальская дистанция пути включает в себя железнодорожный узел Петров Вал, а также участки на направлениях Саратов – Колоцкий и Ильмень – Камышин-1. Это 600 км пути, на которых расположены более 400 стрелочных переводов, 44 железнодорожных переезда, 120 железнодорожных мостов, 2 путепровода и 1 пешеходный мост. При этом более 60 % железнодорожного пути, который обслуживает коллектив Петроввальской дистанции, — современный бесстыковой («бархатный») путь.
В 2012 году специалистами дистанции был проведен капитальный ремонт 2,5 км пути с заменой деревянных шпал на железобетонные.
В Петроввальской дистанции пути работает 461 человек. Только в этом году за высокие достижения в труде, профессионализм и инициативу при выполнении производственных заданий 11 сотрудников дистанции были поощрены отраслевыми наградами: благодарностью президента ОАО "РЖД", почетными грамотами ОАО "РЖД", почетными грамотами начальника дороги и благодарностями начальника дороги.