― На территории России протекает свыше 2,5 миллиона рек. Протяженность почти 95 процентов из них не превышает 25 километров. Однако на эти малые реки приходится около половины объема речного стока по стране. Более 50 млн. человек в России проживают в бассейнах малых рек. Под натиском мелиораторов, строителей, дорожников, вооруженных могучей техникой, малые реки попросту исчезают с лица земли. Люди, живущие на берегах родных рек, тоже не щадят их, рубят лес и кустарник, сваливают мусор и всякий хлам, выбрасываемый из дому.
Главная особенность формирования стока малых рек ― их очень тесная связь с ландшафтом бассейна, что и обусловливает их уязвимость. Малые реки выполняют функции регулятора водного режима ландшафтов, поддерживая равновесие и перераспределение влаги. Они определяют также гидрологическую и гидрохимическую специфику средних и крупных рек.
Вода, по выражению Леонардо да Винчи, ― «кровь Земли». Это один из главных компонентов жизнеобеспечения человека, непременное условие существования всего живого ― она наиболее чутко реагирует на изменения, происходящие под влиянием антропогенной деятельности. Поэтому вода и реки как объекты изучения близки школьникам любого возраста.
В 2011 году в природном парке «Щербаковский» стартовал проект ― организация полевых практикумов по изучению малых рек «От истока до устья». В этом году учащиеся Нижнедобринской и Верхнедобринской школ приняли участие в полевом сезонном практикуме с тем же названием, а именно в комплексном изучении речки Галка. Трижды за год (май, июль, ноябрь) ребята, под руководством сотрудников парка и учителей школ провели гидробиологические исследования: изучили морфологические и гидрологические характеристики речки, определили цвет, прозрачность, запах воды, наличие пленок, провели ботаническое и зоологическое описание участков пойменного леса и околоводных ассоциаций.
Галка (ранее Кулалинка) ― малая река, однако, роль ее велика. Петляя по степи, она несет живительную влагу растениям и животным. В ее верховьях сформирован настоящий пойменный лес. В ходе исследования нами обнаружены популяции редких видов, таких как скорпион средиземноморский, полоз желтобрюхий, черный дятел (желна).
Активно использует речку человек. Вода из родников пригодна для питья. Но юные исследователи обнаружили здесь нефтяные пленки. Откуда они здесь? Вопрос остался открытым.
На берегах речки пасутся стада. Немного используют речку для нужд орошения. Хорошо, что немного, т.к. при значительном орошении треть ресурсов пресной воды малых рек теряется безвозвратно.
Юные исследователи отмечают, что речка Галка, в основном, в очень хорошем состоянии: достаточно полноводная, вода чистая. Правда, местами, русло сильно заросшее, кое-где дно заилено. Проблема заиления речки вызывает особую тревогу, т.к. это, по мнению ученых, в наших местах приводит к катастрофическому изменению всей экосистемы: наблюдается процесс опустынивания, кардинальным образом меняется состав растительности, начинают преобладать полупустынные и пустынные виды, практически исчезают отдельные древесные виды кустарников, а деревья могут существовать только при условии регулярного полива.
Одна из главных проблем для малых рек является проблема сброса в них бытового и промышленного мусора. Этот мусор, разлагаясь, выделяет канцерогенные вещества ― источники различных заболеваний. Наша малая речка ― не исключение. На ее берегах кучи мусора, оставленные нерадивыми людьми: кто-то выкинул старую ненужную обувь, кто-то принес сюда ненужные в хозяйстве вещи. Все это «добро» мы нашли возле села Верхняя Куланинка. Обидно за речку!
В настоящее время в нашей стране разработан целый ряд мероприятий по охране малых рек. В первую очередь необходимо, по рекомендации ученых, провести облесение истоков всех рек, их берегов, склонов, оврагов и балок, заботливо охранять родники и ручьи, питающие реки, в больших масштабах осуществлять противоэрозионные мероприятия. Прирусловые лесокустарниковые полосы должны начинаться от истока и следовать на всем протяжении рек по обоим берегам до устья.
По итогам практикума ребята собираются оформлять исследовательскую работу, в которой обязательно будут и рекомендации, в частности для землепользователей. Есть желание создать экопосты в местах обитания «краснокнижных» видов.
Природный парк «Щербаковский» обеспечивает мониторинг состояния и охрану природных объектов. Привлечение педагогов к нашим исследованиям позволяет внести новые элементы в процесс регионального экологического образования, а детям дает возможность участвовать в практической работе по улучшению экологической ситуации местности. Большинство детей, поработавших в наших практикумах, начинают смотреть на окружающий мир другими глазами: у них исчезает равнодушие, появляется вера в возможность самим изменить что-либо в лучшую сторону. Школьники убеждаются в том, что они ответственны за состояние окружающей среды, от них зависит будущее Земли. На примере подробного изучения небольшой экосистемы родного края, выяснения ее характерных черт и только ей присущих особенностей, дети начинают понимать: сохранение природы Земли ― общее дело.
Изучение малых рек объединило усилия сотрудников парка, школьников и их учителей. Все вместе мы продолжим данный проект и на следующий год. Надеемся, что к нам присоединятся ученики Воднобуерачной и Терновской школ, тем более что объектов изучения у нас достаточно (р. Дубовка, Ураковки, Терновка…).
И в заключение хочется поблагодарить всех детей и сотрудников природного парка ― участников практикума, и, особенно, учителя Верхнедобринской школы Наталью Александровну Шевченко. Вместе мы сможем сохранить наши малые реки!