Накануне, 16 июля, в Камышине простились с Владимиром Подхватилиным, который 34 года возглавлял городскую систему образования. Он пришёл в ГорОНО ещё в годы СССР и трудился и в «лихие девяностые», и «жирные двухтысячные».
В сентябре 2003 года в газете «Камышинский еженедельник БС пресс» журналист Сергей Чеботарёв опубликовал два материала, посвящённых В.С. Подхватилину. В эти дни мы решили опубликовать их, поскольку они во многом не потеряли актуальность даже спустя 21 год…
И всё же: подытожим, Владимир Сергеевич?
Четверть века назад камышинский городской отдел народного образования занимал одну из самых нижних строчек в рейтинге 42-х аналогичных отделов Волгоградской области. Именно в это время место его заведующего оказалось вакантным. В общем, как говорится в известной сказке про Маугли: стае был нужен новый вожак. Поискам кандидатуры на роль заведующего гороно занялась тогда третий секретарь горкома КПСС Римма Климова. А другой третий секретарь, но только уже горкома комсомола, Владимир Подхватилин в тот момент преспокойно проводил летний отпуск у мамы, в Уральской области Казахской ССР. Именно его и наметила Климова на место нового зав. гороно. Она отбила ему телеграмму. Так мол, и так, Володя, срочно приезжай. Зачем, почему столь срочно — ни слова. Бросив всё, Подхватилин вернулся в Камышин. Не понимая ещё, в чём дело, он вошёл в горкомовский кабинет, где и узнал о перемене в своей биографии.
Однако судьбоносным этот момент стал не только для него, но и для всей системы народного образования нашего города.
Кандидатура Подхватилина не была случайной, ведь третий секретарь городского комитета комсомола давно уже курировал камышинские школы и знал немало о положении вещей в учреждениях образования. А ещё его выбрали потому, что он был лидером по природе своей. Римма Григорьевна точно определила в нём будущего шефа гороно. То, что Владимир Подхватилин — личность харизматическая, отлично понимали в горкоме партии.
Разумеется, что он совершенно обалдел от такого предложения и не сразу поверил в реальность происходящего, даже отказался поначалу. Но от судьбы не уйдешь. На небесах уже всё определилось. И городской отдел народного образования (самый захудалый в области) обрел нового руководителя.
Теперь, по прошествии 25-ти лет, Владимир Сергеевич вспоминает с улыбкой о тех днях. А тогда ему было не до смеха. Будучи глубоко ответственным человеком, он сразу осознал всю степень серьёзности своего нового назначения.
Я хорошо помню тот период. Мы познакомились с Подхватилиным за год до этих событий, в сентябре 1977 года, когда он, секретарь горкома ВЛКСМ, собирая меня, юного сотрудника школы № 3, в командировку в Волгоград, уговаривал вступить в комсомол. Помню его худым, весёлым и длинноволосым по моде тех лет. Улыбка не сходила с его лица. Поэтому-то в семьдесят восьмом мне и было забавно: каким образом всеобщий любимец старшеклассников возглавит эту скучную «наробразовскую» контору. Но он, тем не менее, возглавил её и повёл. Повёл, как ни банально звучит эта фраза, к светлому будущему.
На днях я связался с ним по телефону и попросил о встрече, об интервью. Заикнулся было и о 25-летнем юбилее, но услышал в ответ, что... это — не тема для публикации, что есть более важные вещи в народном образовании города. Но встретиться он всё же согласился.
Пользуясь случаем, я спросил его, зачем он пошёл на такую трудную должность, когда в комсомоле так интересно и здорово было работать. В ответ Владимир Сергеевич сказал, что комсомол – дело молодое, а ему тогда было уже 31, что он давно вырос из этой юношеской забавы, что ему хотелось заняться большим настоящим. И вот уже четверть века он здесь работает.
Сегодня возглавляемый им комитет народного образования — лучший в регионе. Его показатели превосходят средние по России. А показатели наробраза всей Волгоградской области как раз ниже среднероссийского.
Чего особенного в системе, которой руководит Подхватилин? А сравните сами: что ему досталось 25 лет назад, и что в этой сфере город имеет сегодня. Исчезли восьмилетние школы, появились новые средние. Увеличилось количество различных внешкольных учреждений. К комитету по образованию отошли все детские сады Камышина, художественная, музыкальные, спортивные школы. Появилось своё педагогическое училище, которое город утратил ещё в хрущёвские времена. О том, как Подхватилин его выбивал в Москве, когда был делегатом Всесоюзного съезда учителей, можно написать отдельную остросюжетную историю. Не менее захватывающей была и эпопея с созданием Дома учителя. А о том, как появилось в нашем городе новое здание Центра детского и юношеского творчества, вообще особый рассказ о почтовом романе с властями ФРГ, о визите к самому канцлеру Германии — господину Гельмуту Колю.
Целых десять лет заведующий гороно не получал свою зарплату в двести рублей с копейками. Она вся шла на развитие народного образования в Камышине. Из нищего наробразовского бюджета тогда нечего было выкроить. Во всяком случае, на подарки и взятки столичным чиновникам разного ранга статьи в бюджете не было. В это время Владимир Сергеевич жил на иждивении своей мамы.
Скажи тогда кому-нибудь о том, куда его зарплата уходит, люди покрутили бы у виска и спросили его:
«Зачем тебе всё это?» Ответ прост: затем, что не умел работать по-другому. А работать в полную силу ещё в детстве его научила мама. Они вместе пытались выживать в уральской деревне в сталинские, затем в хрущевские годы. С малолетства ему приходилось делать всю тяжёлую крестьянскую работу — от прополки поля и дойки коров до управления трактором. У Владимира Подхватилина ещё в детстве появилась трудовая книжка.
Будучи трудолюбивым и пунктуальным, целиком отдаваясь работе, и от других он требует подобного же служения делу. Тем более что дело это — народное образование, будущее наших детей. Я спросил его, знает ли он о том, что в городе широко обсуждаются его методы и стиль руководства. Его это не смутило. «Считают меня строгим, жёстким, принципиальным, требовательным? Знаю. Да, я жёсткий. А что в результате? А для кого я это делаю?».
А, правда, для кого и зачем? Славы мужик не ищет, должностей более высоких не стяжает. Ни дач, ни иномарок не имеет, для наследников стараться — нет необходимости. Получается, что старается он исключительно ради всех камышинских детей.
А теперь сравните могучую и процветающую авторитарную «империю» Подхватилина с аналогичными демократичными «республиками» в других регионах. Перевес не в пользу последних. Да и в Камышине мало какое бюджетное ведомство может тягаться с местным наробразом уровнем и качеством своей работы. Давайте сравним: строительство, культура, здравоохранение, промышленность, торговля. У кого успехи лучше? На дефицит бюджета сетуют все, в том числе и Подхватилин, но результаты работы разнятся, и все они налицо. Не всякий чиновник городской администрации может сегодня представить такой перечень заслуг перед городом, как председатель камышинского комитета по образованию.
Нигде в России нет аналогичного муниципального комитета, который имел бы в своём арсенале РСУ или Детский оздоровительный центр. Да вы и сами знаете результаты работы Подхватилина.
Окиньте взором город и начинайте загибать пальцы, перечисляя, что у нас появилось за 25 лет его руководства. Это всё камышинские брэнды. Вот почему я не мог пройти мимо его четвертьвекового юбилея. Тут есть, что итожить, чего уж скромничать, Владимир Сергеевич... С праздником Вас!
А о ситуации, сложившейся нынче в системе народного образования города, поговорим в следующем номере нашего еженедельника.
ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛьчик?
Кажется, только вчера юные камышане окунулись в астры и георгины, взгромоздив на плечи ранцы, и отправились в страну знаний. Тем не менее, после 1 сентября прошло уже немало учебных дней. Появились первые двойки, записи в дневниках о приводе родителей в школу. Но, как выясняется, двоечники не самая большая беда в школах нашего города. А какая же «самая»?
Вот как раз об этом я долго беседовал с председателем городского комитета по образованию Владимиром Подхватилиным. Поначалу я думал, что и сам прекрасно осведомлен о том, какое положение дел сложилось в камышинских школах. Но из кабинета «шефа гороно», как я привык называть Владимира Сергеевича, ситуация выглядит несколько иначе, чем мне казалось прежде.
Сначала о разрекламированной реформе в народном образовании. Я давно и стойко не признаю в этой области никаких модных веяний и экспериментов. (Мне нравится, как раньше нас учили.) Как оказалось, и Подхватилин не в восторге от новаций министерства. Дело в том, что образование в России и в мире в целом — вещь наиболее стабильная. Система воспитания обучения отрабатывалась не десятилетиями даже, а веками. И резких движении здесь не должно быть. В своё время Россия училась у кого-то. А спустя годы нашу систему образования частично переняли США.
Эту же мысль подтвердил и Подхватилин. Он объяснил свою категоричность тем, что лично был на стажировке в Калифорнии, где подробно изучал систему образования и выяснил, что структура американского наробраза один к одному списана с советского. А после распада Союза в нашей системе образования начались перемены.
Каждый новый ее министр начинает свою работу с реформы образования. Однако нововведения не подкрепляются финансами. Умников, знающих, как всё переделать – не мало. А вот где под свои проекты денег найти, они не знают. В результате мы имеем то, что имеем.
Зарплата в системе народного образования, по словам Подхватилина, самая мизерная в России. Владимир Сергеевич назвал её унизительной. В первом полугодии 2003 года средняя зарплата в системе наробраза в Камышине составила ориентировочно 1332 рубля. Учительская зарплата по 14 разряду (это потолок) – 1495 рублей за ставку. У директора школы зарплата по высшему 16 разряду – 1755 рублей за ставку. Поэтому учителям приходится набирать больше часов. А технический персонал в школах и детских садах получает 500 рублей в месяц. «Меня возмущает, — говорит Подхватилин, — когда в средствах массовой информации сообщают, что Правительство утвердило прожиточный минимум, который на сегодня составляет, к примеру, 2385 рублей. А теперь сравните эту сумму с зарплатой учителя и технички. Боюсь, что у них откажет сердце, если они узнают, из газет, что их зарплата в два, в четыре раза меньше прожиточного минимума. Это издевательство над работниками народного образования». И вот после таких экономических подробностей мы будем говорить о каких-то там реформах?
А реформирование отечественной школы подразумевает ещё и реконструкцию зданий школ, и оснащение учебными пособиями, новым оборудованием, компьютерами, наконец. В Камышине на сегодня компьютеризированы всего пять школ. Но ни одна не имеет выхода в Интернет. А вот о Фролове: совсем иначе обстоит дело с финансированием образования. Мало того, что компьютеризированы все школы, все они имеют выход в Интернет, и все увязаны на комитет по электронной почте. Ну, о каком реформировании может идти речь в Камышине, при нашей финансовой поддержке? Школа у нас держится на средствах, сданных родителями школьников.
И такое положение везде по России. В стране за этот год 500 учреждений образования пережило пожары. А министерству важнее было проводить единый экзамен по математике, на который ушло более двух миллиардов рублей, чем потратить эти средства на приобретение огнетушителей и пожарных рукавов для школ и детских садов, на замену гнилой электропроводки, чтобы не произошло новых пожаров. А дальше нас ждут единые экзамены по другим предметам. Это дополнительные расходы.
Камышин в экзамене по математике имеет самый высокий рейтинг. С одной стороны, нас это радует, но с другой — огорчает неразумная трата средств, когда хозяйство в таком состоянии. Поэтому у Подхватилина сложилось впечатление, что люди из министерства понятия не имеют, чем живут школы в глубинке, а ориентируются лишь по Москве и Санкт-Петербургу.
Между тем учащиеся школ обеих столиц ещё никогда не были победителями всероссийских олимпиад. И учителя из этих городов никогда не выходили в победители конкурса «Учитель года». Владимир Подхватилин с группой директоров специально заказывал спецкурсы в Питере и Москве, ездил, всё видел, а потом плевался от того, кто и как там работает.
Но министры заходят в школы лишь с парадного входа. «Это мы, — говорит Подхватилин, — знаем чёрный ход. Именно на наши плечи, а не на министерские легли все хозяйственные проблемы».
И ещё о реформировании. За 25 лет работы в должности заведующего гороно и председателя комитета Владимир Сергеевич не помнит, чтобы какие-то новации, разработанные Академией педагогических наук, он внедрил в камышинской школе. И не внедрит. А почему? Да потому, что все эти новации разовые и не имеют никаких серьёзных оснований. Потому что в Москве, в академических институтах сидят умники, которые строчат никому не нужные диссертации, дабы оправдать свою зарплату. А на деле оказывается, что пользы от этих кандидатских и докторских никакой.
У школы, особенно в провинции, своя жизнь. Ей не «прогрессивные» разработки нужны, а нормальное финансирование.
В нашей школе основой основ до сих пор остаются урок, учитель, классная доска. И сегодня из-за вредительски низкой зарплаты работников системы образования в Камышине не хватает 115 учителей. Но с другой стороны, если б учителей хватало, они не смогли бы работать на две ставки и тогда вообще получали бы гроши. При нагрузке в две ставки учитель напоминает выжатый лимон, и это, разумеется, влияет на качество знаний. Да и кто нынче преподаёт в школе? В основном, это молодняк после педучилища да люди предпенсионного и пенсионного возраста. Четверть века назад 25% педколлектива составляли мужчины. Теперь их единицы. Школа стала «женской». Это, между прочим, совсем не здорово. Кто будет пацанов воспитывать, особенно тех, у кого нет отцов? У нас в городе даже есть школа, где не преподают основы безопасности жизнедеятельности, которые однажды заменили урок начальной военной подготовки. Ну, какой офицер пойдёт преподавать в школу при такой зарплате?
Когда-то учителя Волгоградской области получали к своей зарплате ещё и 25% «шабунинских». Николай Максюта «временно» снял их, но, как выяснилось, похоронил насовсем. А бюджет города не позволяет сделать такие надбавки, поскольку он дотационный.
В Москве всё по-другому. Лужков может доплачивать учителям, ведь больше половины всех российских денег в его городе крутятся. Поэтому, когда провинциальные учителя бастовали, голодовки объявляли, дороги перекрывали, московские спокойно работали.
Зарплату камышинским учителям не Подхватилин платит, а министерство, согласно Единой тарифной сетке. То самое министерство, что не ведает нужд школьной глубинки и развлекается модными реформами, которые здесь не проходят.
По мнению Владимира Сергеевича, родители школьников, если им не всё равно, где и как учится их ребёнок, могли бы поддержать учителей в их акциях протеста и не вставать в позу, когда школа просит у них финансовой помощи. Конечно, можно сказать: «Государство обязано содержать школы, и мы не дадим и копейки». А если государство импотентно в деле подъёма отечественной школы, то чего ж, пусть тогда ваши дети учатся в хлеву у 80-летних подслеповатых, глуховатых учительниц? «Вообще-то, — считает председатель комитета, — в каждой школе, где есть состоятельные родители, можно было создать попечительский совет, который мог бы ежемесячно изыскивать какие-то средства на развитие школы». Кстати, на ремонт и оформление класса первыми сдают деньги малообеспеченные родители, богатые ведут разговоры о том, как им деньги достаются.
Но перегибают палку в сборе средств и учителя. Одни по-человечески просят помочь, объясняя ситуацию, и даже оформляют с родителями договор о добровольной безвозмездной помощи. Другие требуют эту «помощь» с угрозами.
Выживет ли наша школа, дождавшись лучших времён, зависит не только от государства. Могут ей помочь и жители города, чьи дети учатся в школе. Прежде горком КПСС обязывал предприятия брать шефство над школами. Теперь мы приказать им не можем. И если они доброй воли не проявляют (хотя есть и добровольцы), то школа может их только униженно попросить. И тут не вина комитета или школы, что в городе больше нет системы шефства, как в советские времена, или попечительских советов, как в царской России. А потому Подхватилин и создал в Камышине (единственный в России) РСУ при своём комитете, чтобы ремонтировать здания школ и детских садов, дабы облегчить участь родителей-спонсоров.
Подумайте: по ком сегодня звонит колокольчик? Тот самый, которым наши первоклассницы весело размахивают 1 сентября на плечах у старшеклассников.
Сергей Чеботарёв,
газета «Камышинский еженедельник БС пресс», 10 и 24 сентября 2003 г.