Телеканал ТНТ транслирует сериал «Перевал Дятлова». Он уже вызвал много споров. Например Татьяна Перминова, родная сестра Игоря Дятлова, поначалу собралась подать иск к ТНТ. Позже отказалась.
Еще больше обсуждений вызывает сам факт гибели группы Дятлова. Трагедия произошла в начале 1959 года в окрестностях горы Холатчахль (это север Свердловской области), где в ночь на 2 февраля (эта дата до сих поря является версией) погибли все участники похода. Предполагалось, что за 18 дней группа под предводительством опытного Игоря Дятлова преодолеет на лыжах более 300 километров и совершит восхождения на две вершины Северного Урала — Ойка-Чакур и Отортен (в переводе с языка манси «не ходи туда»).
Мы не будем останавливаться на этой трагедии (о ней написано немало). А отметим тот факт, что в обсуждениях мелькает «чёрный альпинист». Почему же в СССР, где любые непонятые сущности относили, как минимум, к мифам, а то и бабкиным сказкам, люди верили в подобную потустороннюю сущность? К тому же среди альпинистов и туристов было много людей с высшим образованием (либо студентов, как в случае с группой Дятлова) — начитанных и обладавших всесторонними познаниями в различных областях науки и техники.
А что же на деле? Примерно с 1960-х годов возникает некая история о призраке, который является важной частью фольклора альпинистов стран СССР (на сегодняшний день бывшего СССР). Даже человек, далёкий от гор и турпоходов, знает, что чёрный альпинист до перевоплощения был живым человеком. Но случилась трагедия: он погиб в горах и с тех пор скитается по ним неприкаянным. Он может выйти на встречу с альпинистами и даже завязать разговор.
Это «черный альпинист», которого описывают как довольно высокого широкоплечего (спортивного вида по фигуре) мужчину с темной одежде, с повязкой, скрывающей рот и нос, что нормально для людей этого экстремального увлечения. Зачастую его путают с реальным членом группы — больно уж призрачна фигура и зыбки её очертания. В итоге, реальный альпинист угадывает в нём кого-то из команды. И слышит, например, предупреждение об опасности. А позже в лагере узнает, что угаданный им член группы вовсе не разговаривал с ним. В таком случае «черного альпиниста» называют ещё «оберегатель».
К слову, существует три реальные версии появления этой сущности. Первая. Так как призрака видели в большинстве случаев издалека, то, вероятно, за него принимали альпинистов-одиночек — экстремалов особого рода, которые традиционно не спешат вступать в какие-либо контакты с коллегами. Вторая: чёрная фигура является галлюцинацией, вызванной длительным кислородным голоданием в условиях высокогорья. Наконец, третья, не менее загадочная: речь идёт о реликтовых гоминидах, вроде Йети (сасквоч, бигфут).
Следует отметить, что «оберегатель» в лице «черного альпиниста» — явление довольно редкое. Основная масса легенд на эту тему гласит, что встреча с этим существом сулит неудачу, даже трагедию. Записаны воспоминания, в которых после ЧП в горах выжившие участники экспедиций рассказывали о встрече с «черным альпинистом» ещё на первом высотном лагере.
И, конечно, нельзя не вспомнить о том, что в СССР, где научные учреждения массово направляли своих студентов и сотрудников на практику в первозданные, порой труднопроходимые места, распространились легенды о «черном геологе», «спелеологе», «археологине» (тут речь о женщине) и других.
Почему же в СССР верили в этих персонажей? Ответ дали врачи соответствующей квалификации, причем еще в те же 1960-е годы. По их мнению, старожилы подобных походов используют «черных персонажей» в качестве средства «ритуального» запугивания новичков. Но не с целью создать ареал «фильма ужасов». А с целью сплочения коллектива перед исполнением труднейшей задачи, задания установки на правильное, в том числе безопасное, поведение в экстремальных условиях гор и леса. Следует подспудное внушение, что нарушать писаные и неписаные законы нельзя, что крайне важны взаимопомощь и товарищеские отношения. Только в таком случае все выживут и возвратятся домой.