24 апреля, в великий праздник Пасхи, в Камышинском районе пройдет традиционный Крестный ход на байдарках, посвященный 20-летию Волгоградской епархии с чудотворным списком Урюпинской иконы Божией Матери и иконой священномученика Николая Попова и частицей его мощей. Крестный ход на байдарках по реке Иловля стартует из села Лебяжье.
С 16 по 24 апреля чудотворный список Урюпинской иконы будет находиться в Никольском кафедральном соборе.
Версий появления Урюпинской иконы Божией Матери — три. На одной из них мы остановимся подробно.
История священника Семенова
Скупые сведения священника И. Семёнова о жизни и смерти «бабушки Лазаревны» составлены, как указывал сам священник, со слов его отца. В них находим: «Матерь Божия, неусыпная ходатаица пред Богом и молитвенница о нашем спасении, многократно являла и ныне являет на св. Руси, по воле Божией, о нас промышление, различные знамения Своей помощи и покровительства роду христианскому — в чудотворных иконах. Угодно было Пречистой Матери Сына Божия излить Свою милость в виде новоявленной иконы Своей, более полувека тому назад, православным жителям станицы Урюпинской.
По преданию «стариц», а преимущественно по сказанию отца моего, служившего в то время диаконом в Покровской церкви ст. Урюпинской, насколько могла сохранить моя память, явление сей иконы совершилось при обстоятельствах, имеющих несколько таинственный, аскетический характер ...
В ст. Урюпинской проживала в своём убогом, удалённом от мирского шума домике, на возвышенном берегу реки, набожная, смиренная старица; звалась она в народе попросту: «бабушка Лазаревна». В молодые годы супружеской жизни ей не посчастливилось: она не была любима своим легкомысленным, беспечным мужем и часто терпела от него всевозможные оскорбления; да и вся семья, в среде которой судил ей Бог вращаться, относилась к ней как-то неприветливо. И вот, в тяжёлые минуты своей неприглядной жизни, она уносилась своею, ещё не испорченною душою в святые места, прославленные явлениями милости Божией, где бы можно было втайне излить пред Богом свою скорбную молитву и Тому возвестить свои печали. И раба божия Лазаревна действительно не раз и не два тайно от семьи уходила на богомолье по св. местам. Со временем, доведённая до крайности истязаниями своего бесшабашного супруга, она, Лазаревна, с ведома начальства, оставила уже надолго родную семью и с Божией помощью и посохом в руках направилась в св. град Киев на поклонение мощам угодников Божиих. Здесь, под благодатною сению преподобных отцов Киево-Печерских, раба Божия безвыходно провела целых семь лет, служа Богу денно и нощно постом и молитвою. Посещая нередко пещеры, ближние и дальние, где честно почивают мощи святых угодников, раба Божия Лазаревна хорошо изучила расположение пещер, устройство их и проч., и у неё тогда же зародилась мысль, по возвращении на родину соорудить где-нибудь в уединённом месте свои пещеры, по примеру Киeвских. И Бог видимо благословил её доброе, хотя и смелое намерение. К тому же и сама она обладала немалою силою энергии и охотой к честному труду. По приходе домой, она навсегда порвала всякие связи с семьёй и поселилась в вышеупомянутом домике, где ближайшею сподвижницей её в трудах и молитвенных подвигах была некая богобоязненная старица по имени Анна М-на. Скоро Лазаревна избрала уютную приличную местность для своих, можно без преувеличения сказать, грандиозных для женского труда работ (пещер) на правом берегу р. Хопёр, на значительной высоте над уровнем реки, близ «Каменного барака» и недалеко от сада «Дьяконова». Работая в безвестности, незаметно для людских глаз, Лазаревна с своими сотрудницами в течение нескольких лет устроила правильные пещеры, выложенные внутри диким камнем и со сводами, в окружности не менее 20-ти сажень. Пещеры были снабжены двумя отверстиями, в виде небольших дверей, из коих одна служила для входа во внутрь пещер, а другая для выхода наружу. Спереди пещеры были защищены каменным крытым коридором, также с двумя дверьми. Стоустая молва об этом таинственном сооружении скоро разнеслась по окрестным весям и привлекала взоры любопытных, приходивших посмотреть на здание, обставленное ореолом некоей чудесности... Нельзя не пожалеть, что местная окружная полиция, осведомившись также об этом сооружении, не замедлила, в силу каких-то полицейских законов, оказать на него своё разрушительное действие; в 60-х годах, пишущий эти строки видел коридор уже в развалинах; но до самих пещер ещё не решалась коснуться ни одна рука...
Эта же смиренная труженица, вблизи своего сооружения, удостоилась первая узреть чудотворный новоявленный образ Знамения Божией Матери, как несомненный залог благословения Божия на её честные, многолетние труды. На юг от созданных ею пещер, почти при подошве «Каменного барака», в нескольких саженях от Хопра, выходил из расщелин камней источник чистой прозрачной воды и своим течением орошал на пути растущие молодые деревья-ветлы. На вершине одного из этих дерев и благоволил Милосердый Бог явить смиренной труженице св. образ Царицы Небесной. О сём чудном событии раба Божия Лазаревна, исполненная духовной радости и умиления, поспешила возвестить местному церковному причту. Но сей последний, в простоте своего незлобивого сердца, отнёсся недоверчиво к её сказанию, мотивируя, по всей вероятности, сие недоверие тем, что не употребила ли она здесь подлога, дабы придать характер чудесности своим сооружениям и более надёжно обеспечить их существование?!... Таким образом, явленная икона всецело осталась на попечении старицы Лазаревны и честно хранилась в её убогой хижине не менее 30 лет.
Но по слову Св. Писания: несть тайны, яже не откроется. Так было и с сей новоявленной иконой Божией Матери. Весть о её (иконы) явлении скоро понеслась за пределы ст. Урюпинской и усердствующие христиане время от времени стали притекать с больными и недужными к заступничеству Божией Матери и служить акафисты пред её прославленною иконою в убогой храмине доброй старицы... Но, как видно, благочестно настроенная душа этой старицы томилась и скорбела от такого положения явленной св. иконы в простой хижине. Она неоднократно просила местный причт принять и поставить эту икону в церкви для чествования народа и всегда получала отказ. Потому к концу своей трудовой скромно-подвижнической жизни она решила непременно отдать свою заветную святыню в какой-либо храм Божий для чествования, дабы эта святыня не оставалась под спудом, но была на свещнице, да светит, изливает свои благодатные дары всем верующим во Христа. Старица Лазаревна действительно передала св. икону Знамения Божией Матери в так называемую «Купеческую церковь», что на ярмарочной площади Урюпинской же станицы. Тут только станичное духовенство во главе с о. протоиереем заявило свои права на обладание св. иконой для своего приходского храма. Но это не легко было уже сделать, потому что тот причт не соглашался уступать драгоценную святыню. Потребовалось вмешательство полиции и только благодаря энергической настойчивости бывшего тогда окружным начальником есаула Ив. Ал. Житенва, эта явленная икона была отобрана и передана в приходской станичный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
По официальному донесению местного благочинного Донской Духовной Консистории о чудесном явлении образа Божией Матери, был командирован в оною Консисториею член для собрания и проверки на месте доказательств чудесного явления этой св. иконы. Икона признана епархиальным начальством явленною и поставлена у левого клироса Покровской церкви в приличном позлащенном киоте с неугасимою лампадою для должного чествования и поклонения православных христиан; а для записывания благодатных действий от неё выдана установленная книга.
В память явления сей чудотворной иконы Знамения Божией Матери ежегодно в мае месяце совершается местным причтом крестный ход при значительном стечении народа за реку Хопёр, на место явления сей св. иконы, где сначала была устроена незатейливой архитектуры открытая часовенка-каплица с полками для поставления св. образов усердствующими христианами. У этой каплицы местное духовенство, по желанию христиан, служит молебен, поет акафисты ко Пресвятой Богородице...».
Доказательства истинности
Ниже предлагается далеко не полный список и описание чудес-исцелений:
«1890 года около 15 июня я нижеподписавшийся Луковской станицы урядник Спиридон Вуколович Вуколов, приехал в станицу Урюпинскую и служил молебен пред явленной иконой Божией Матери, прося её об исцелении моей болезни, которою я страдал 15 лет и которая выражалась в расслаблении всего тела, доходившего иногда до полной недвижимости. По объяснению врачей, это был паралич ног. После молебна я почувствовал себя легче, а теперь выздоровел окончательно и вот явился в храм благодарить Царицу Небесную и отслужить пред явленною Ея иконою молебен с акафистом.
1890 г. октября 3 дня. С.Вуколов.»
«Мария, дочь проживающего в Урюпино борисоглебского мещанина А.М.Яковлева, ещё будучи 6-месячным ребёнком, ослепла: у ней образовались на обоих глазах большие бельма. Отец сначала обратился за помощью к докторам Тенчинскому, Захарьевскому и др., но все меры медицины оказались бессильны, так что больная на четвёртом году совершенно ослепла и веки глаз ея закрылись. От сильной боли она настолько была измучена, что будучи шести лет, не могла ходить. По совету некоторых лиц отец ея, раскрыл ея веки и увидел вместо глаз одно мясо, облитое кровью. Потеряв всякую надежду на излечение дочери, Яковлев и жена его, взяв больную, завернули в одеяло и отправились в церковь на старом кладбище станицы Урюпино, где находится явленная икона Богоматери. Здесь попросили они священника отслужить молебен перед иконою. Возвратившись в квартиру, они посадили дочь, по обыкновению завёрнутую в одеяло, на всегдашнюю ея постель на сундуке, а сами стали готовиться пить чай. В это время неожиданно дочь их раскрыла глаза и произнесла, что она видит отца, самовар и все, что на столе, и просила отца и мать заговорить что-нибудь, так как она их от роду не видала, а знала лишь по одному голосу.»
В 1891 году девочке шел 11 год и сообщалось, что она «с прекрасными глазами учится в Борисоглебском женском училище».