Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области в целях определения объемов финансирования, направленных на природоохранные мероприятия был проведен анализ использования средств, поступивших в 2010 году в бюджеты муниципальных образований в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Оно подразумевает: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Финансовые средства идут на регулирование в области охраны окружающей среды. Взимаемая плата должна расходоваться на компенсацию негативного воздействия загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также на проектирование и строительство природоохранных объектов. Иначе говоря, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, загрязняющую окружающую природную среду, вносят плату за негативное воздействие, а органы местного самоуправления направляют эти средства на мероприятия по восстановлению окружающей среды.

Как сообщает пресс-служба комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, на сегодняшний день законодательством не закреплено целевое использование средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду, эти средства растворяются в бюджетах муниципальных образований, согласно подсчетам это немалые суммы. Так, в 2008 году, муниципальными районами и городскими округами было израсходовано на эти цели 57,5 % от поступившего в их бюджеты объема платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 98 575 300 рублей. В 2009 году этот показатель снизился до 34,6 % от общего объема платежей в размере 103 913 490 рублей, а в 2010 году составил 35,9 % от 118 664 470 рублей. За счет этих средств можно было бы решить немало экологических проблем в муниципалитетах. При этом конкретная работа в этом направлении по итогам 2010 года отмечается только в четырех (из 39) муниципальных образований региона — это Новоаннинский муниципальный район и городские округа г. Михайловка, г. Урюпинск и г. Камышин, которые в полном объеме израсходовали средства поступившей платы за негативное воздействие на окружающую среду на реализацию именно природоохранных мероприятий.

В трех муниципальных районах Волгоградской области (Киквидзенский, Клетский, Ольховский) в 2010 году денежные средства от платы на реализацию природоохранных мероприятий не выделялись вообще по причине определения более важных приоритетов для финансирования. Этой же причиной объясняется общий (в целом по области) низкий процент расходования собранной платы за негативное воздействие на окружающую среду на природоохранные мероприятия.