17 июля в Никольском кафедральном соборе г. Камышина состоится освящение и поднятие колоколов на новую колокольню. Мероприятие начнется в 11:30, приглашаются все желающие. Что представляют собой колокола для церкви? Об этом и много другом мы беседуем со старшим священником Никольского кафедрального собора протоиереем Алексием Кузнецовым.
— Отец Алексий, рассказывают, что в прошлом колокола не имели постоянного места в храме. Это так?
— Да, действительно, колокола подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, а также на воротах церковной ограды и монастырской стены. Однако постепенно с развитием колокольного мастерства появились большие наборы колоколов, которые различались не только по своей величине, но и по звучанию. Для них-то и стали строить специальные помещения — «звонницы» или колокольни. В древности в Русской Церкви они строились в виде стенки со сквозными проёмами, в которых подвешивались колокола. Со временем их можно было увидеть при каждой церкви, потому что только при большом колокольном наборе возможно исполнять сложные музыкальные произведения.
В 1985 году на Пасху, когда в большинстве городов Советского Союза церковные колокольни ещё хранили молчание, жители Камышина вновь услышали перезвон колоколов. Начавшаяся несколько лет назад реконструкция собора открыла новую страницу в истории храма. По замыслу архитектора колокольня располагается традиционно над входом в храм. При начале строительных работ по созданию колокольни был обнаружен фундамент разрушенной в годы лихолетия колокольни, которая как раз и находилась над входом в храм. Сейчас строительство колокольни на её прежнем месте подходит к завершению.
В настоящее время на колокольне 19 колоколов, многим из них более 100 лет. Старинные колокола требуют бережного, осторожного обращения. Металл изнашивается, с годами становится хрупким, а следовательно, меняется звучание колокола. Дай Бог, чтобы новые колокола для любимого собора имели такое же качество звучания, как и те немногие, бережно сохраняемые на звоннице.
Сегодня производится довольно широкий ряд колоколов, и в выборе звонницы для новой колокольни в первую очередь нужно исходить из финансовых возможностей. В прошлом году на средства попечителей для новой колокольни был отлит большой благовестный колокол, его масса 1 140 кг — самый мощный и благозвучный. Это «коренник» в звоннице, его величина это статус храма, и издавна колокола массой более тонны считались обязательными. Другая категория колоколов альты. Это колокола массой 40 и 90 кг. Звонари очень любят, когда альтов много. В этом году для соборной колокольни на средства попечителей отлито восемь колоколов самый большой из которых весит 326 кг. И набор из семи колоколов от 6 до 90 кг.
А больше в русском звоне ничего и не требуется. Мелкие колокола не так богаты обертонами, поэтому они легко подбираются и в пары, и в трезвучия, и в четверки, что диктуется и уровнем техники звонаря, и обычаями местности. Обычно во все малые колокола играют одной рукой, удивляя слушателей замысловатыми коленами и трелями. Это и есть так называемые традиционные «красные» (красивые) звоны, которым надо учиться и учиться. Учиться, чтобы любой церковный праздник для прихожан стал праздником вдвойне и втройне. Надеюсь скоро мы сможем открыть при Никольском соборе Школу звонарей под руководством мастера колокольного звона, действительного члена Ассоциации колокольного искусства России Фёдора Кузнецова и для этого у нас уже есть колокольня с колоколами.
— Расскажите о символике колоколен.
— С XIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Но в московской архитектуре XVI-XVII веков, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. И поэтому колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и символическим выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, которые имеют свои названия, значения и индивидуальные употребления на всенощном бдении и литургии.
— Переливы колокольного звона мы слышим во многих произведениях классических композиторов… Это очень красиво.
— Самая значительная часть всего, что наполняло жизнь наших дедов и прадедов, была связана с храмом, и с его чутким благовестом, звучащим в унисон с каждым ударом сердца русского человека. Оперы Глинки и Мусоргского из глубины веков доносят до нас, что голос колоколен всегда возвещал о радостях и бедствиях, празднествах и печальных событиях. Тесная духовная связь прихожан со своим храмом определяла главное в их отношении — готовность помочь друг другу в деле спасения, в сохранении общего благочестия и братолюбия.
Вознесённые над остальными зданиями, верхушки колоколен как бы перекликаясь между собой, придавали городу некую «воздушную» завершённость.
— Но ведь были и времена, когда церкви и колокольни сносили.. Мы помним историю Камышина, где из пяти православных храмов чудом уцелела лишь Никольская церковь, да и она была лишена колокольни.
— Пройдя через кошмар и кровь тоталитарных режимов, Церковь Христова всё же осталась непоколебима. Церковь не есть организация, а живой организм, который должен вобрать в себя весь народ, но не на основе принуждения, власти и права, а на основании свободы и любви. Задача Церкви — спасение человеческих душ и сохранение для них знания, как и при помощи чего это спасение достигается. Церковь не есть что-то противоположное обществу, народу, но сам этот народ, пропитанный тем благовестием, которое хранит и открывает для него Церковь.
И чтобы нам, православным христианам, восстановить то, что мы разрушали собственными руками на протяжении семи десятилетий и передать в целости и сохранности тот духовный аромат, который с благоговением «вкушали» наши прапрадеды, сегодня как никогда необходимо обратиться к Церковному Преданию, а так же к его художественному преломлению в отечественной литературе. Можно привести немало примеров из классической русской литературы о духовно-символическом значении колокольного звона с точки зрения русского народного благочестия. Наиболее же яркое выражение этой темы мы находим в высоко-духовных произведениях — И. И. Козлова «Вечерний звон», А. И. Полежаева «Иван Великий», А. К. Толстого «В колокол, мирно дремавший…», И. С. Шмелёва «Лето Господне», в рассказах А. П. Чехова, А. И. Куприна и И. А. Бунина.
Так, А. И. Куприн описывает один из старых обычаев Православной Церкви, совершенно забытый сегодня — в первые три дня на Пасху дозволять любому христианину подняться на колокольню и звонить во все колокола, «и без этого Пасха не в Пасху». Читая русских классиков, поражаешься тому, что они говорят об этом обычае, как об одном из самых светлых воспоминаний своего детства. Строгий талант И. А. Бунина, как бы предчувствуя будущую духовную катастрофу русского человека, благовествует нам — «Странное желание это и теперь иногда посещает меня. Отдыхая порой в городишке, где протекало моё творчество, я вспоминаю эту чуть ли не единственную его радость — нашу колокольню… Я мысленно взбираюсь на колокольню и уже в свою руку беру верёвку, привязанную к колокольному билу. Трудно раскачивать его, но нужно раскачивать сильнее, чтобы с первого же удара дрогнул воздух. А когда ответят другие колокола, нужно позабыться, затеряться в бурных звуках и хоть на мгновение поверить и напомнить людям, что «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых».
— Отец Алексий, как вернуться к утраченному?
— Исследуя духовное наследие нашей истории, мы невольно приходим к следующему. В чём бы оно ни проявлялось — в живописи, музыке или художественной прозе — авторы этих гениальных произведений обращались к человечеству, выражая лишь в разных формах тот «Гимн любви», о котором Святой апостол Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». Утратив любовь, мы действительно уподобились «кимвалу звучащему», сотрясающему только воздух, но не наши окаменевшие сердца. И в этой-то утрате, как раз и заключается наш великий позор и грех перед СУЩИМ и людьми, которых Спаситель назвал «ближними». Потому что любовь — это единственный дар Божий, который мы сами можем вызвать в себе, в чём можем отказать или что можем дать. Протопресвитер Александр Киселёв, обращаясь к своим соотечественникам, говорит: «Как далеко отошли мы от своего подлинного пути! От пути предков наших! Как вернуться к утраченному? С чего начать? Начать надо с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к своей стране — к её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»