Два десятилетия реформ в современной России привели к тому, что в стране практически полностью распалась система дополнительного образования. Коммерция проникла в бывшие Дома пионеров, многие из которых попросту перестали существовать, а также в секции, кружки и клубы по интересам. Многие из молодых людей, не найдя свой путь в спорте или творчестве, остаются на улице, которая воспитывает, мягко скажем, в своих «полукриминальных» традициях. Итог подобного регресса общества очевиден: потеря духовных и нравственных ориентиров и рост преступности. О том, как обстоят дела в Камышине, мы попробуем разобраться совместно...

На любой вкус

В настоящее время в Камышине функционируют 16 учреждений дополнительного образования. Таким общим словосочетанием называются теперь детско-юношеские спортивные школы (их в городе пять), музыкальные школы (их три), детско-юношеский центр (6 микрорайон), центр детского творчества (5 микрорайон) и другие.

В области хореографического искусства признанным лидером является детская музыкально-хореографическая школа, возглавляемая Любовью Гавриш. Выпускники ДМХШ выступают по всей России и миру. В Москве и Пекине, в Европе и Азии им рукоплещут зрители, которые даже не знают о существовании маленького городка на Волге, откуда родом танцоры… Зато ими гордятся камышане.

В старинном здании красного кирпича разместилась детская эколого-биологическая станция. Кроме прекрасно оборудованных кабинетов, здесь созданы учебно-опытный участок, звероферма и мини-зоопарк. Другая станция — «Детско-юношеского туризма и экскурсий» — овеяна романтикой походов и странствий. Вслушайтесь в названия кружков: «Туристское многоборье», «Природное краеведение», «Горно-пешеходный туризм»...

Как на различных официальных мероприятиях констатирует заместитель главы городского округа — г. Камышин, председатель комитета по образованию Владимир Подхватилин, «К сожалению, во многих городах страны и области «утеряна» база дополнительного образования. Эту нишу заняли частники, которые берут за посещение созданного ими творческого или спортивного объединения серьезные деньги. В Камышине мы постарались максимально расширить круг муниципальных учреждений дополнительного образования. Кружки, секции, спортивные клубы, музыкальные школы — сегодня ребенок может выбрать себе занятие по душе».

В настоящее время в пяти детско-юношеских спортивных школах города тренируются около 3 000 юношей и девушек. Спортивные успехи камышан прославляют наш город по России и миру. Судите сами, двое воспитанников городских ДЮСШ участвовали в олимпиаде в Пекине, а еще больше выходит на старт в международных соревнованиях!

Кто понесет спортивный флаг Камышина?

Но так ли все радужно в спортивном движении? На ежегодных традиционных
встречах с тренерами, спортсменами и ветеранами физкультурного движения среди гостей из года в год можно видеть, как говорится, все знакомые лица — тех, кто составляет гордость местного спортивного движения.

Это такие тренеры, как Петр Сячин (велоспорт и триатлон), Александр Резвов (волейбол), Лидия Рыбина (плавание), Михаил Мехоношин (легкая атлетика), Дмитрий Ломакин (парусный спорт) и некоторых других, а также руководителей детско-юношеских спортивных школ. Между тем в кулуарах открыто говорится о том, что в городе сложился основной кадровый тренерский костяк, но он уже довольно возрастной. Молодые люди, к сожалению, на эту работу не идут. О причинах было сказано уже не раз: скудная зарплата и проблема с решением социальных вопросов не могут обеспечить потребности молодых специалистов и их семей.

Ситуация такова, что на сегодняшний день в Камышине нет тренеров по многим дисциплинам. То есть в будущем обстоятельства могут сложиться так, что профессионалов спортивной работы с молодежью и взрослыми придется «затягивать» только обещанием квартиры. Как врачей и учителей. Третий по величине город в области и в этом вопросе испытывает кадровый голод. Существуют серьезные опасения: будет ли достойная преемственность и сохранится ли уровень спортивных учреждений при уходе на пенсию многих нынешних прославленных руководителей в этой области?

Можно справедливо указать автору этих строк: дескать, это проблема общенациональная. В данном контексте уместно будет привести слова Президента Федерации Тхэквондо (ИТФ) Камышина Александра Тюрина: «Развитие спорта, безусловно, должно быть одним из национальных приоритетов. Однозначно шефство над спортом должно взять на себя государство. Но если ставить задачу о массовости спорта — это одно, а готовить спортсменов высокого класса для участия на мировых чемпионатах, то это другое. В этом вопросе без соответствующей базы не обойтись. Именно отсутствие своих спортивных залов — «больное место» многих организаций, занимающихся боевыми искусствами».

От себя добавлю: не только боевыми искусствами, но и всеми видами спорта, если это делается на высокопрофессиональном уровне. А в Камышине, как известно, очень хорошая спортивная база, которая включает в себя три стадиона, сорок два спортивных зала и четыре бассейна.

Анализируя ситуацию, некоторые «горячие» головы предлагают решить вопрос по-западному: сделать весь спорт самоокупаемым — платные секции, платные клубы. «Тогда и тренерам будет на что жить», — считает, например, Н. Котенко, адресовавший небольшую заметку в адрес infokam.su.

Действительно, в Камышине сегодня много частных клубов, в которых с желающих заниматься берется плата. Однако тут возникает второй вопрос: смогут ли камышане заниматься спортом массово и останется ли спорт доступным для детей? Сегодня родители зачастую не водят детей никуда. Максимум — пляж или кино. Да и культпоход в кино уже для многих отменяется словами: «Дома по «ящику» посмотришь!»

Послесловие

Таким образом на повестке дня возникает серьезный вопрос: придут ли в кружки и секции не только молодые воспитанники, но и молодые преподаватели? Где-то на перепутье, на дороге от коммунизма к капитализму, страна потеряла важное звено, которое называлось «естественная смена кадров в профессии». Учреждения образования нуждаются в молодежи, как, впрочем, и другие государственные и частные структуры. Как сделать так, чтобы лозунги перешли в дела, а намерения стали планами развития? Вопрос остается открытым...