В 118-тысячном Камышине проживает 270 детей с ограниченными возможностями. Такую цифру приводит комитет здравоохранения города. Эти данные дополняют цифры комитета по образованию — немногим менее 100 детей в Камышине получают так называемое домашнее образование. То есть к ним либо приходят учителя на дом, либо их учат родители, потому что эти дети, как правило, из-за проблем со здоровьем не могут посещать школу.

В городе растут и учатся четыре ребенка с редким заболеванием целиакией. Это врожденное хроническое заболевание, при котором происходит неполное расщепление особого белка клейковины злаков (глютена). При нем назначается особая строгая диета. Она такова, что легче назвать несколько разрешенных к употреблению продуктов, чем огромный список запрещенных, который включает продукты из пшеницы, ржи, ячменя и многие другие.

Всего в школах Камышина обучается, по данным весны 2012 года, 9 345 учащихся. Ко всем детям с ограниченными возможностями требуется особый подход. А рост их количества по стране в целом и по Камышину в частности — явление, по признанию ученых, необратимое из-за множества причин: плохая экология, наследственность, ненатуральные продукты питания, «созданные» из глютомата и добавок «Е».

В городе есть и еще один контингент учащихся, который требует особого внимания. Как следует из доклада заместителя главы города Владимира Подхватилина за 2010-2011 учебный год, «едва ли не в каждой школе есть ученики, которые программу начальной школы в нормативные сроки усвоить не могут. Если в 2010 году неуспевающих учеников было 40, то в текущем — 62.  Помочь таким детям по рекомендации городской психолого-медико-педагогической комиссии могут только в классах коррекции, которые с 2010 года располагаются в отдельном здании и являются филиалом семнадцатой школы».

Для тех, кто еще не знает, в здании, где размещалась до 2010 года школа № 3, сегодня общее образование с выполнением требований государственного образовательного стандарта в очной форме для детей с отклонениями в развитии и (или) состоянии здоровья, дает в специальных (коррекционных) классах школа № 17. В стенах этого учебного заведения получают образование 330 детей, в коррекционных классах филиала — 185 детей.

В журнале «Дети» Мария Аникина задается вопросом: «Как Вы думаете, 600 тысяч человек — это много или мало? Это примерная численность населения Новгородской области, половина жителей Эстонии или удвоенное население Исландии. Именно столько детей-инвалидов на данный момент проживает в России по официальной статистике. Однако, эти данные не так показательны, как следующие: по неофициальным оценкам в нашей стране проживает свыше полутора миллионов детей с особыми потребностями».

«Несовершенство правил и всей системы, устанавливающей инвалидность, выливается в то, что не получают инвалидность дети (и взрослые), страдающие заболеваниями, которые успешно корректируется с помощью строгой диеты и лекарств, а также имеющие серьезные физические недостатки, не ограничивающие в целом жизнедеятельности человека, но приносящие существенные неудобства, — продолжает журналист. — Это такие болезни, как фенилкетонурия, целиакия, компенсированный сахарный диабет, или такие патологии, как отсутствие одного глаза или пальца. Эти дети тоже очень нуждаются в социальной защите, в частности, в диетических продуктах питания и лекарствах, которые могут стоить очень дорого, в услугах психологов и мерах реабилитации. Но никакого льготного статуса или дополнительных возможностей, предлагаемых государством, у них нет. Как не сложно представить, таким детям непросто посещать обычные детские сады. И в школьном возрасте данный вопрос не теряет актуальности.

И не только явные дети-инвалиды нуждаются в государственной поддержке и опеке их особого статуса. В эту группу можно включить детей, которые из-за особенностей иммунитета «не вылезают» из осложненных простудных заболеваний и вынуждены посещать образовательные учреждения с пропусками более 30% времени по болезни за год. Возможно, создание групп и классов с малой наполняемостью, проведение регулярных медицинских профилактических мероприятий сможет повысить их качество жизни. Вполне уместна и денежная компенсация в случае, если по причине такого состояния здоровья ребенка один из родителей не может выйти на работу.

У государства еще много фронтов работы с особыми детьми. Вот только когда же оно обратит свое особое внимание на них?»