В городской художественной галерее собрано множество прекрасных произведений местных мастеров изобразительного искусства. А какие представлены имена! Лебедев, Котов, Лефтор… Всех не перечесть! Традиционно камышане и гости города останавливаются перед полотнами камышинского художника Павла Бутяева. Автора недаром называют «Летописцем родного города»: старинные улочки и церкви, степные просторы и городские пейзажи — все это можно увидеть на его полотнах.
Именно Павел Иванович создал одну удивительную картину. Она подписана просто: «Вид Камышина. 1838 год». «С рисунка братьев Чернецовых…» — дополнительно сообщает опытный экскурсовод.
Поражает воображение! Перед нами — первый портрет города! Этому виду исполнилось 185 лет! Да ещё выполненный кем?.. Действительно кем… Давайте окунемся в прошлое.
Друзья Пушкина
Братья Чернецовы мало знакомы широкой публике. Между тем их творчество — уникальный феномен в истории национальной художественной школы. Григорий (1802-1865) и Никанор (1805-1879) Чернецовы вышли родом из мещанской среды городка Лух Костромской губернии. Они трудом и талантом добились известности в столичной художественной среде, а позже стали академиками живописи. Такое вот русское воплощение в XIX веке пресловутой американской мечты! Сегодня большинство графических работ братьев, их рукописи и несколько десятков картин хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга.
Отношения Чернецовых и Пушкина — отдельная строка истории. Братья не просто были современниками великого поэта: почти десятилетие жизнь и творческая деятельность художников и Александра Сергеевича протекали в одном городе, в одном круге общения. Григорий Чернецов рисовал Пушкина с натуры, а Никанор выполнил для поэта картину «Дарьяльское ущелье». Будто в ответ на проявленное расположение, Александр Сергеевич на полях рукописи «Путешествия Онегина» оставил выразительный портрет Григория Чернецова. В творческом кругу братья-художники общались с Жуковским, Давыдовым, Вяземским и многими другими известными личностями той эпохи.
Нас же интересует еще одна важная грань творчества братьев. Дело в том, что они известны своими «художественными путешествиями» — поездками по России, в Италию, на Ближний Восток и в Палестину. В 1838-1851 годах Чернецовы совершили своеобразный художественный подвиг: они осуществили вояж по Волге на специально оборудованной барке-мастерской, снимая панораму обоих берегов великой русской реки. Творческое наследие великого волжского вояжа составили почти две тысячи листов общей длиной свыше 700 метров, а также приложенные пояснения и описания.
В 1838 году в своем дневнике братья оставили запись: «Мы проходили мимо невысоких каменистых гор, имеющих при береге пещеры. Они продолжались до самого Камышина». Речь идет о знаменитых подземельях Уракова бугра…
Впоследствии на основе путевых зарисовок, карандашных штудий и акварельных пейзажей Чернецовы создавали картины масляными красками. На подобном рисунке остался и Камышин. К сожалению, рисунок так и не стал картиной, созданной кистью братьев-художников… Гораздо позже, в начале XXI века, в него вдохнул вторую жизнь камышинский художник-летописец Павел Бутяев.
Рисунок, превращенный в картину
Итак, в 2005 году набросок 1838 года стал картиной, исполненной в масле. Теперь художественное произведение можно увидеть в городской художественной галерее (ул. Набережная, 66). Несколько лет назад я встретился с П. И. Бутяевым и поинтересовались историей создания картины.
— О русских живописцах братьях Чернецовых я знаю очень давно, — рассказал Павел Иванович. — Их выдающиеся произведения хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее. Они воплотили в жизнь воистину грандиозный замысел — художественно запечатлели великую русскую реку от Верховья до Каспия. Рассказывают, что один брат рисовал правый берег, а другой — левый. Потом они менялись местами…
— Вы просмотрели всё наследие братьев?
— Нет. Чернецовы проделали воистину огромный труд: их художественный архив составил сотни метров зарисовок. Как камышанина меня больше всего интересовал участок от Уракова бугра до Сестрёнок. Будучи в Санкт-Петербурге, я начал поиски наследия Чернецовых… Побывал в Русском музее, затем посетил Государственную библиотеку, где мне наконец-то представилась возможность увидеть исторические зарисовки. Сделав копии, я привез их в наш город.
— Что же самое удивительное в этих рисунках?
— Все они выполнены тушью и с точностью передают волжские виды. Я давно интересовался вопросом, какая растительность украшала берега Волги?.. Зарисовки Чернецовых констатируют: берега великой русской реки были пустынны.
— И вы написали картину?
— Две, если быть точным. Одна преподнесена в дар камышинскому историко-краеведческому музею, а вторая находится в городской галерее, где ее может увидеть каждый желающий.
Историческое наследие
Всю художественную жизнь Григорий и Никанор Чернецовы оставались верными главному принципу, который они провозгласили еще в юности, — безукоризненной верности натуре. Братья писали с фотографической точностью, поэтому их творения обладают исключительной исторической ценностью. Изобразив волжские берега, они оставили нам в наследство и зарисовку Камышина.
В начале XXI века известный камышинский мастер живописи и графики Павел Иванович Бутяев продолжил традицию Чернецовых… Удивительно, но теперь мы с вами можем видеть первый портрет города, созданный в далеком 1838 году.
Постскриптум. Так что же видим на картине? В основном, церкви как доминанты пространства того времени. На бывшем островке, при впадении в Волгу реки Камышинки (край справа) возвышается Троицкий собор. Если перемещать взгляд левее, то мы видим Дмитриевскую церковь, а следом Успенскую. Наконец, за парусом лодки, вдали едва заметными очертаниями показана Никольская приклабищенская церковь. Тот самый Никольский кафедральный собор, который сохранился до наших дней!