Согласно закону «О защите прав потребителей», покупатель в ряде случаев имеет право сдать товар или отказаться от услуги и вернуть уплаченные деньги. Но бывают ситуации, когда деньги со счета списали, а товар вообще не прислали и услугу не оказали. Если решить вопрос напрямую с продавцом не получается, то можно обратиться в свой банк и оформить чарджбэк. Расскажем подробнее, что это за услуга.
Особенности чарджбэка
В переводе с английского chargeback означает «оспаривание платежа по банковской карте». Эта процедура нужна, когда покупатель заплатил деньги, но считает, что они были списаны с карты неправомерно. О каких ситуациях идет речь:
- предоплаченный товар не прислали;
- услуга не была оказана;
- сумму списали с карты 2 раза;
- покупатель вернул товар продавцу, но не получил свои деньги;
- фактически деньги списались со счета, но это не отобразилось в истории операций, и нет подтверждающих документов.
- Чарджбэк проводит банк, инициатором всегда выступает покупатель или клиент. Но обратите внимание: прежде чем подавать заявку на чарджбэк, нужно попытаться решить вопрос напрямую с продавцом. Обязательно требуется сохранить переписки и записи голосовых сообщений, которые могут подтвердить: продавец отказывается возвращать финансы, несмотря на основания. Когда все способы урегулирования конфликта исчерпаны, тогда есть смысл обратиться в банк.
Как сделать чарджбэк
Предлагаем пошаговую инструкцию:
Обратитесь в банк. Сходите в офис лично, напишите в чат-бот или позвоните на горячую линию — выберите подходящий для себя способ.
Опишите ситуацию. Представьте доказательства: документы, фотографии, переписки с продавцом.
Напишите заявление на возврат денег.
Дождитесь рассмотрения обращения.
Оформить чарджбэк не так просто, как отправить денежный перевод онлайн. Придется представить максимум доказательств, что деньги были списаны неправомерно. Ваш банк рассмотрит обращение и, если найдет претензии обоснованными, то свяжется с платежной системой, через которую прошла оплата. Платежная система, в свою очередь, подаст запрос в банк продавца. Будет оформлена заявка на списание денег со счета. На каждом этапе участник процедуры будет проводить проверку представленных доказательств.
Когда банк может отказать в проведении чарджбэка
Обратите внимание: процедура чарджбэка возможна только в том случае, если финансовая операция была проведена официально, с документами. В каких случаях вернуть деньги по чарджбэку не получится:
- деньги переведены частному лицу;
- отправитель стал жертвой мошенников;
- пользователь сам допустил ошибку в реквизитах получателя.
У каждого банка свои правила по оформлению чарджбэка. В случае форс-мажора свяжитесь с финансовой организацией, в которой открывали карту, и уточните, можно ли вернуть средства через банк.
