За семь лет я обжился в Петербурге, но волею судеб вернулся в родной город на Волге. Культурных развлечений в Камышине не так много, поэтому стал ходить в любимый с детства театр. Почти каждые выходные.
Репертуар у нашего театра богатый, — чтобы всё посмотреть, нужно несколько месяцев. А на некоторые спектакли хочется и повторно прийти. Чтобы выбраться в театр в Питере или Москве, нужно выложить тысячи три за место где-нибудь на галёрке, а в Камышине это совсем недорого — при цене билета 350-500 рублей всегда получаешь место в партере!
114-й театральный сезон торжественно закрывается, и обычному камышинскому зрителю, другу театра, хочется поделиться впечатлениями.
Служить театру!
Прежде всего, поражает то, насколько много у артистов работы. Десятки ролей во взрослых и детских спектаклях, гигабайты текста в голове, участие в городских мероприятиях, поездки на гастроли и конкурсы, репетиции, проведение мастер-классов и уроков для детей и студентов. Как они всё успевают! И мы видим на сцене лишь небольшую часть их ежедневного труда.
Всю зиму приглашал в гости артиста, с которым давно знаком. Он оказался настолько загружен, что так и не смог прийти. Учитывая небольшую зарплату, в провинциальный театр приходят работать (а вернее, служить!) только те, кто по-настоящему любят сцену, а остаются лишь те, кто не может жить без этой любви. Жаль, что цветы им дарят редко.
Больше всего хочется вручить букет артисту Евгению Черепанову. Он так проникновенно прочитал отрывок о мыслях умирающего человека из поэмы Давида Самойлова «Цыгановы» на встрече со зрителями в Центральной городской библиотеке, что один из присутствующих не смог сдержать слёз — жена долго успокаивала пожилого мужчину. Иосиф Бродский, попавший на тот свет — очень яркая роль Евгения в спектакле «Перевозчик». А каким получился его 225-летний Пушкин на празднике в парке — многие камышане сами могли оценить. Скоро Евгений по количеству сыгранных поэтов догонит самого Безрукова. Но всё же Безруков не одарён таким звучным голосом.
Помимо своих спектаклей, камышинская сцена в прошедшем сезоне порадовала зрителей выступлением московского театра «М-Арт», потрясающими гастролями Щёлковского театра, выступлением Волгоградского молодёжного театра, моноспектаклем нижегородского режиссёра Артура Кочканяна и фестивалем школьных театров «ДрамКружок». Событий было много - и все яркие, интересные, запоминающиеся.
О драмкружке и молодых талантах
Директор театра Маргарита Фёдоровна Сенчук, работая учителем истории в школе №4, всегда начинала урок с озвучивания его плана. Каждый пункт плана нужно было пронумеровать, а цифру обвести в кружок. Так родился локальный мем — «Маргарита Фёдоровна в кружке» (ударение на «е»). Теперь это — ДрамКружок. М. Ф. Сенчук активно поддерживает молодёжь и доверяет талантливым студентам актёрского отделения ВГИИК серьёзные полноценные роли в спектаклях.
В этом сезоне зрителей особенно порадовали Евгений Солодюк, блестяще сыгравший Пэка в спектакле «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру, Ромку — в мистерии «Перевозчик» по пьесе Анны Яблонской «Лодочник», циркача - в «Прощай, конферансье!» Григория Горина; Михаил Нецветаев, отлично справившийся с непростой ролью портного Заморыша, который внутри спектакля участвует ещё в одном спектакле, но уже в женском образе, а также успевает побыть двойником эльфа Пэка («Сон в летнюю ночь») и принца Злючека в сказке Льва Устинова «Хрустальное сердце»; Екатерина Казакова и Полина Винокурова (спектакли «Машинистки» и «Сон в летнюю ночь»).
Вся молодёжь была задействована в музыкально-театрализованном представлении «Мелодии каштановой аллеи». В «Прощай, конферансье!» приняли участие и первокурсники — Константин Лотошников и Антон Рыхлёнок, в «Перевозчике» — Полина Швец и Карина Субботкина. Ребятам доверяют — и они оправдывают доверие. В этом, безусловно, велика заслуга Маргариты Фёдоровны. Таков её план. Обвела в кружок кинотеатр «Дружба», теперь обводит театр. Наверное, это и есть пример эффективного менеджмента. Человек на своём месте.
Мысли вслух
Хорошо бы снова открыть буфет. Тогда и зрители будут на своём месте во время антракта. Ведь порой не знаешь, куда себя деть в перерыве между действиями. Для многих посещение театра - это праздник, а на празднике хочется съесть кусочек торта и выпить чашечку ароматного кофе.
Программок тоже очень не хватает. Кто играет на сцене? По какому произведению спектакль? Бывалый театрал, конечно же, не спутает Петра Суханова с Николаем Дубровиным и отличит, где играет Екатерина Штонда, а где Виктория Некрасова. Но ведь далеко не все такие. Кто-то приходит впервые, а кто-то вообще гость Камышина. Красивая программка — это не только бумажный носитель информации, но и сувенир на память о посещении театра. И пусть небольшой, но дополнительный доход для учреждения культуры.
Администратор Екатерина Мохова всегда дружелюбно встречает зрителей у входа с неизменной улыбкой. Однажды Екатерины не было, без неё в театре сразу стало как-то пусто и непривычно грустно. Нарядные и вежливые гардеробщицы скрасили пустоту фойе.
Отдельного восхищения достойна работа руководителя литературно-драматургической части Татьяны Владимировны Карпенко. Информация обо всех театральных событиях оперативно размещается в социальных сетях с подробным описанием и с хорошими фото. За комментариями Татьяна тоже внимательно следит! Попробуй подними неудобную тему — молниеносно удалит.
Про недоумение
Кроме восхищения и радости, было и то, что в этом театральном сезоне оставило неоднозначное впечатление и некоторое недоумение.
По крайней мере, в одиннадцати российских театрах ставили спектакли по пьесе Анны Яблонской «Лодочник» - в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Ставрополе, Оренбурге, Йошкар-Оле, Канске и Горно-Алтайске. Нигде никому даже в голову не пришло обозначать в афишах автором произведения режиссёра или некую «группу авторов». Везде указывается имя драматурга Анны Яблонской. В большинстве афиш на сайтах этих театров упоминается её трагическая судьба — в 29 лет Анна погибла в страшном теракте в аэропорту Домодедово. Один из театров отметил в афише, что спектакль посвящён памяти автора.
У нас же автор произведения удостоился лишь однократного упоминания в небольшом посте социальной группы театра ВКонтакте и копии этого поста в телеграм-канале театра за месяц до премьеры. Там говорилось, что камышинские зрители увидят спектакль «Перевозчик» — сказку для взрослых в двух действиях по мотивам фабулы А. Яблонской. Антракт потом решили убрать, а вместе с ним убрали и упоминание автора пьесы.
Наверняка я не единственный, кому интересно узнать, почему это произошло. Вряд ли такое решение было принято без «благословения» городского комитета по культуре. Марина Яковлевна Таранова, могли бы вы прокомментировать эту тему? Руководство театра то пресекает, то игнорирует мои осторожные попытки поднять её в их соцсетях.
Если я изменю название «Евгения Онегина», дам главному герою другое имя, а всё остальное оставлю, перестанет ли Пушкин быть автором произведения? Или это станет моим романом в стихах «по мотивам фабулы» А. Пушкина?
Если режиссер Игорь Карапетян привнесёт своё видение в постановку комедии «Сон в летнюю ночь», то уместно ли будет убрать из афиши имя Шекспира и поставить на его место имя Карапетяна? Стоит ли в таком случае объявлять со сцены, что «Сон в летнюю ночь» — это уникальное творение, написанное специально для камышинского театра?
О призвании театра
Театр призван не только веселить публику, но и ставить перед зрителем сложные нравственные вопросы. Наш театр справился — вопросы действительно поставлены. Сложные. Нравственные.
Режиссёр-хореограф Елена Порошина поставила «Перевозчика» потрясающе! Получился необычайно зрелищный и многоплановый спектакль, на который действительно хочется прийти снова и не стыдно пригласить гостей города. Если верить портфолио Елены Юрьевны, она уже работала с этой пьесой в Центре экспериментальной режиссуры в Минске. В тот раз имя автора свободно упоминалось, что же изменилось в этот?
Елена Юрьевна Порошина, как и художественный руководитель нашего театра Павел Леонидович Лаговский, родом с Сахалина. Каждый год с удовольствием показываю своим туристам красоты крупнейшего острова России — Охотское море с многочисленными бухтами, живописные сопки, лежбище сивучей, величественные маяки, выброшенные на мель корабли. Пробуем там свежайших крабов, красную икру и сироп «клоповки»—- местной ягоды. Может быть, оттуда у этих творческих людей столько энергии — они привыкли просыпаться в то время, когда мы только зашториваем окна.
Мы ждём новых встреч!
Пока занавес закрыт, будем скучать по подготовленной Александром Ферховым музыке, неподражаемому пению Юлии Тимофеевой, по нижегородскому говору буркинистки Веры (артистка Екатерина Штонда в «Прощай, конферансье!» Григория Горина), по мучающим друг друга в аду героям Артёма Бунякова, Светланы Олейник и Светланы Смирновой («За закрытыми дверями» Жана-Поля Сартра), по умопомрачительному идиоту Франсуа Пиньону в исполнении Алексея Перетятько («Ужин с дураком» Франсиса Вебера) и по изящной Смерти, сыгранной Юрием Юдиным («Перевозчик» Анны Яблонской).
И по старшему поколению артистов тоже будем скучать. Сколько бы ни хвалили молодёжь, ей никогда не затмить Николая Николаевича Штабного, Татьяну Николаевну Торощину, Ларису Ивановну Жарову — Заслуженных артистов России, замечательного Юрия Николаевича Щербинина, незабываемую Галину Геннадьевну Хвостикову и других опытных служителей сцены.
Камышинский зритель и друг театра предвкушают новый 115-й театральный сезон.
Виват господину Ивану Ширяеву за вдумчиво-деликатное размышление о Камышинском Театре!
Я думаю программки ушли в прошлое. При нынешней цене бумаги и типографских услуг, одна программа может стоить рублей 50-60. Это значит либо поднять цену билета на эту сумму. А многие Камышане итак считают билет в театр достаточно дорогим. Либо театр будет нести убытки. Хотя можно эту затрату возложить на грантовые спектакли. Если их создание оплачивает государство, то пусть позаботится о программках, где будет указано, что спектакль создан на средства гранта Культура малой родины.
Интересная статья. Всё по делу. Автору-спасибо, нашему театру - процветания и новых благодарных зрителей!
Считаю упреки мелочными. Театр живет и радует. Программа или не особое внимание к автору пьесы не то что является главным. Главное будут ли новые премьеры, как играют актеры, любят ли зрители свой театр.
Тут не невнимание к автору пьесы, а беспардонное нарушение авторских прав. Вообще-то за плагиат предусмотрена уголовная ответственность. Посмотрите ст.ст. 146,147 Уголовного кодекса.