Новые фотографии строительства Камышинского кузнечно-литейного завода, опубликованные Госкаталогом, позволили ИНФОКАМу вновь обратиться к теме, которая болезненно отзывается в сердцах многих камышан. А именно строительства, а спустя 40 лет — демонтаж части кузлита.

Пролетело полвека

В этом году исполняется 50 лет с того момента (1971 год), как в степи стартовали работы по возведению будущего завода литья и штамповок (так первоначально назывался Кузлит). Проектирование было выполнено за год: в марте 1970 года специалисты занялись расчетами и чертежами, а уже весной 1971 года под Камышином начали планировку территории под будущее предприятие.

Завод строили в несколько этапов. Госкатолог опубликовал архивные фотографии 1972 года (фактически первого года работ, к 1974 году были сданы 15 тыс. кв. метров производственных площадей) и 1980 года (введение следующей очереди). Завод литья и штамповок приступил к работе в декабре 1974 года.

Начало строительства (1972 год)
Начало строительства (1972 год)

В 1980 году при возведении чугуно-литейного цеха № 2 над стройкой барражировал вертолет, с помощью которого был осуществлен монтаж стальных вытяжных труб. В тот год было смонтировано 250 тонн металлоконструкций. В начале восьмидесятых на заводе установили 25-тонный молот. Вторая очередь расширила предприятие настолько, что количество тружеников достигла 6,5 тысяч человек.

Косыгин против сексуального бунта

С заводом связана одна из любопытных легенд масштаба СССР. Дело в том, что к возведению промышленного гиганта приложил руку председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Тот самый, при котором развитие СССР достигло пика, а пятилетки стали называться «золотыми» по количеству достижений.

Говорят, Косыгину было доложено о том, что Камышин испытывает жуткий «голод» в мужчинах. Об этом волжском городе председатель Совета министров знал не понаслышке. Он курировал строительство Камышинского хлопчато-бумажного комбината (ХБК), а в 1965 году лично посетил предприятие. Что такое ХБК? Это огромный женский коллектив — ткачихи, прядильщицы, мотальщицы… В городе назревал сексуальный бунт.

Поговаривали, что женщины задумали в День солидарности трудящихся, 1 мая, остановить работу. Скандал всесоюзного значения! Хотя требование выдвигали вовсе не политическое. А чисто женское: найдите для города мужиков! С кем ходить на танцы и за кого, в конце концов, выходить замуж? Ткачих и прядильщиц вежливо попросили отложить забастовку, пообещав решить проблему на самом высоком уровне.

Начало строительства (1972 год)
Начало строительства (1972 год)

По легенде, 28 апреля 1968 года Алексей Косыгин вызвал в кабинет председателя Госплана СССР Николая Байбакова. Он рассказал ему о происходящем в небольшом городе на Волге и приказал решить проблему. Естественно, стратегически — с развитием, помимо всего прочего, промышленного потенциала Родины. И решение было найдено — строительство завода с мужским коллективом! Если на ХБК — 80% женщин, то на новом промышленном гиганте должно быть 80% мужчин.

Косыгину предложили воздвигнуть Кузлит. Он ознакомился с предложением и оставил на документе резолюцию: «Завод построить. Женщин удовлетворить. Доложите».

Демонтаж

Экономическую целесообразность будущего завода в Камышине обосновывали расширением производства на чебоксарском заводе «Промтрактор», который находился на расстоянии порядка 700 километров от Камышина на Волге. По сути, кузлит не проектировался для производства готовой продукции — это был лишь филиал, способный отливать и ковать заготовки деталей для тракторов Т-330 и Т-500, выпускаемых в Чебоксарах.

Вид на бывший кузнечно-литейный завод из космоса (Яндекс-карты)
Вид на бывший кузнечно-литейный завод из космоса (Яндекс-карты)

В 1993 году, когда практически остановился «Промтрактор», рикошет ударил и по Камышину. История кузлита окончилась. Его центральная часть была демонтирована на металл и стройматерилы.

Славную историю предприятия продолжает ООО «Кузница».