Жители Камышина спорят, какой общественный транспорт лучше всего подойдет для города. Эксперты посчитали эффективность разных вариантов и представили выводы.
В 2021 году были опубликованы результаты сравнительного исследования экономической
эффективности различных видов транспорта из работы вице-президента МАП ГЭТ Александра Морозова (подробнее здесь).
Расчет проводился на условном типичном внутригородском маршруте длиной 10 км (оборотный рейс 20 км). Определялись расходы на транспортную работу в год, выполняемую по маршруту при типичной (для внутригородских условий) внутрисуточной и внутригодовой неравномерности пассажиропотока.
Базовые параметры маршрута (парк, выпуск, пробег, время, протяженность инфраструктуры) позволяют произвести расчет затрат на брутто-контракт на работу условного маршрута в соответствии с Порядком определения НМЦК (приказ Минтранса России от 30 мая 2019 г. №158). Наиболее эффективным является вид транспорта, который позволяет обеспечить норматив качества обслуживания при наименьших затратах.
При исследовании учитывались следующие показатели: параметр вместимости транспортного средства, профиль интервалов, параметры условного маршрута, амортизация, фонд оплаты труда водителей, топливо, ГСМ, энергия, ремонт подвижного состава, инфраструктура, диспетчеризация, расходы на депо и парки, пассажиропотоки, годовые затраты в зависимости от потока в сечении, отношение затрат по виду транспорта к минимальным, рост затрат по видам транспорта с ростом потока.
Выводы таковы: в каждом случае необходимо вести расчеты индивидуально. Использование конкретных классов подвижного состава существенно зависит от переплетения маршрутов и наличия общих участков следования. Ключевыми для отсечения видов транспорта являются расходы при максимальном приемлемом пиковом интервале (8 минут или больше).
Значительное влияние оказывает ступенчатость изменения параметров (например, вместимость). Автобус большого класса проигрывает троллейбусу при любом пассажиропотоке (дороже на 11-12%) – если не учитывать первоначальных вложений в инфраструктуру.
Расчеты выполнены для условий полностью равномерного обновления подвижного состава и инфраструктуры. Вариант «новых автобусов» — это кредитный рывок, который приводит к резкому росту расходов и устаревания всего подвижного состава одновременно.