В сентябре этого года администрация Камышина разместила на Едином сайте госзакупок лот о намерении взять  кредит в коммерческом банке на сумму 150 млн рублей. По контракту камышинская власть обязалась выплатить 24,4 млн рублей процентов в течение 4 лет. 23 сентября аукцион был признан несостоявшимся, банки не подали заявок. Тогда в октябре был опубликован второй лот на меньшую сумму (130 млн рублей) и меньший срок (3 года). По условиям контракта требуется выплатить процентов на сумму 16 млн рублей.

Деньги требуются для — цитируем: «для финансирования дефицита бюджета и (или) погашения муниципальных долговых обязательств городского округа — город Камышин». Но откуда брать деньги на возврат основной суммы долга — вопрос.

Бюджет Камышина, который собирается из собственных источников доходов и не связан с субсидиями и субвенциями (так называемые безвозмездные поступления областной и федеральной власти), образно говоря, «проседает». Процесс идёт год от года. Контрольно-счетная палата Камышина на днях дала оценку доходной части бюджета первой половины 2020 года. По налоговым доходам собрано 27,9%. Снизились поступления в казну города по крупным плательщикам (ООО «КЗСМИ», АО «Камышинский хлебокомбинат»), а также за счет уменьшения ставки единого налога на вмененный доход (с 15 % до 7,5 %) и корректирующего коэффициента базовой доходности для налогоплательщиков из наиболее пострадавших от коронавируса сфер деятельности.

Центр городской экономики КБ «Стрелка» обнародовал анализ на тему «Влияние COVID-кризиса на городские бюджеты». Проанализировав ряд составляющих (влияние отраслей экономики на бюджеты и т.д), эксперты дали оценку, какие города окажутся более устойчивы к кризису, а какие рискуют потерять значительную часть своих доходов.

Камышин вошел в ТОП-5 наиболее уязвимых городов. Среди них он занял четвертое место, пропустив вперёд Уссурийск, Северодвинск и Норильск. Эксперты поставили во главу угла тот факт, что сбор налоговых доходов может колебаться (напомним, что Камышин за полгода собрал лишь 27,9%). Поэтому города, опирающиеся в первую очередь на эти источники дохода в условиях COVID-кризиса, оказались очень уязвимыми.

С другой стороны, эти же эксперты констатировали: «Города, в доходах которых превалируют безвозмездные поступления из других бюджетов, меньше других пострадают от текущего кризиса. Это, например, Грозный (70% безвозмездных поступлений от всех доходов) и Курск (68%).

В настоящее время дело идёт к тому, что Камышин станет городом «превалирующих безвозмездных поступлений» (субсидий и субвенций). Их собрано, как указано выше, 51,1%. Это больше, чем  было запланирована на полгода.

Понятно, что в Российской Федерации город не может быть объявлен «кризисным» и «закрыт». Его бюджет (читай жителей!) всё равно будут поддерживать теми же безвозмездными поступлениями.

Но возникает несколько краеугольных вопросов… Первый: неужели Камышин, будучи промышленным центром Нижнего Поволжья в 1960-1990-е годы, окончательно превращается в город-банкрот? Второй: кто даст оценку действиям местных властей, если тенденции кризиса и банкротства видны даже независимым экспертам, который наверняка в Камышине даже не были? Третий — чисто русский: что делать?