В России активно популизируется внутренний туризм. На государственном уровне предпринимаются попытки возродить речное пассажирское судоходство в районе Саратова, Волгограда и Астрахани. Камышин, как известно, находится на полпути от Саратова до Волгограда, если следовать вниз по Волге. Однако в город не заходят круизные теплоходы, поэтому и говорить о пассажирских — не приходится.
Последний круизный теплоход пришвартовался в Камышине 6 июня 2018 года. Это был «Александр Невский» — трёхпалубный красавец следовал по маршруту Камышин — Хвалынск — Самара — Казань. Спустя пару недель, 20 июня, в городе должен был пришвартоваться теплоход «Павел Бажов», который взял курс из Перми в Астрахань (на обратном пути он собирался остановиться в Камышине). Однако речной лайнер проследовал мимо...
С тех пор Камышин будто перестал существовать на круизной карте речного туризма по Волге. Дело в том, что в 2018 году местом, куда причаливают круизные корабли, заинтересовались в транспортной прокуратуре. Была организована проверка, итогом которой стал запрет на швартовку у причальной стенки камышинского речпорта — у той самой, где туристы сходили на берег между грудами металлолома и кучами песка.
...Эти факты, конечно, давно ушли в прошлое. Хотя в своё время стали предметом скандала, негодования и проклятий. Кто-то обвинял администрацию, кто-то — предпринимателей, кто-то — прессу... Многие известные жители города подверглись критике за то, что якобы сообщили о том, что было известно давно и всем. К тому же разнеслось по интернет-сообществам путешественников по Волге: причаливаем к куче металлолома!
Время расставило всё по местам: нельзя было теплоходам высаживать на берег туристов там, где это не положено по закону. На данный факт указала транспортная прокуратура, запретив делать остановку у Камышина. В настоящее время в Камышине — уже на берегу Волги (не на реке Камышинке) запланирована постройка нового речпорта. Проведены донные изысканий.
Тем временем пролетело пять лет с тех пор, когда городу был обещан новый причал, или, как его назвала областная пресса, речной вокзал! В 2020 году в Камышине губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров заявил: «Мы приступим к строительству объекта, который позволит развивать туризм на Волге: принято решение о строительстве на территории Камышина современного речного порта». В 2021 году стартовали проектно-изыскательские работы для будущего строительства объекта: «Причальное сооружение в акватории Волгоградского водохранилища в районе участка 2377,5-2378,2 км судового хода реки Волга». Это практически напротив памятного знака морякам и речникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Сообщалось и было подтверждено предварительными эскизами (см фото), что причаливать круизные теплоходы будут далеко не к дебаркадеру-пристани, которые можно увидеть на старых фотографиях волжских городов начала и середины XX века. На камышинской набережной Волги планируется возвести монолитную железобетонную конструкцию на сваях (для нивелирования уровня подъёма/спуска водохранилища и сдерживания натиска волн летом и ледяных масс зимой). Причал должен принимать теплоходы всех классов, в том числе «река — море».
Однако наступил 2025 год, а эскизы остались эскизами. Впрочем, между камышанами продолжается спор: нужен ли такой дорогостоящий «монолит», да ещё и на Волге? Может, обойтись дебаркадером-пристанью в районе парка Победа на реке Камышинке, которую предыдущие поколения создали как «Камышинское убежище» — для речных судов, так оно обозначается на многих картах.
Это и дешевле, и подобный вариант вполне устраивает многие другие волжские города. К тому же на набережной Волги создана прекрасная прогулочная пешеходная зона, сверху — от музея открывается прекрасный вид на безбрежные речные просторы великой русской реки. А с железобетонным причалом это будет уже не тот любимый уголок для прогулок и фотографирования. Безбрежность исчезнет... Словом, споры не утихают все последние пять лет.