Очень хорошо, что Л.В. Смелов вспомнил в «Инфокаме» о замечательной камышинской семье Миловановых (ссылка). О враче-фтизиатре П.Ф.Милованове, основавшем в Поволжье первую кумысолечебницу, и его сыне Ю.П.Милованове — ученом-физике, отдавшем жизнь освоению атомной энергии.
А мне хочется рассказать о Марии Николаевне Миловановой — жене врача и матери физика. Она родилась в Баку в 1900 году. Отец водил суда в Каспийском море. Еще в школе ее прозвали Капитанская дочка. Потом семья переехала в Астрахань, где подросшая Маша увлеклась рисунком и живописью, окончила художественную школу, курсы при музее.
Потом вышла замуж — нашел Капитанскую дочку Петр, правда не Гринев, а Милованов. В 1926 году молодая семья приехала в Камышин. Марии шел двадцать шестой год. Пора думать о потомстве. Муж занят кумысолечебницами, то в Балберочной балке, то в Николаевке. Тем временем Мария родила дочку, очень радовалась и хотела поскорее показать ребенка мужу. Закутала в два теплых одеяла и все время прижимала ее к себе, чтобы не простыла. Ехали на лошади через Волгу.
Представьте горе родителей: развернули одеяла, а девочка не дышит. Задохнулась в дороге. Мария Николаевна рассказывала мне об этом в свои девяносто лет и плакала навзрыд.
Начала преподавать рисование в школе. Далеко не все ученики, родители и педагоги считают этот предмет серьезным и важным. Работать было трудно.
«Ребята мне всю душу вымотали», — жаловалась Мария мужу.
Родился сын Юлий. Радость и забота на годы. Позже, после его гибели, Мария Николаевна напишет книгу для внука о том, как Юлий рос, как его воспитывали в семье. Помню, прочтя рукопись, я многое взяла себе на вооружение.
Тогда в Камышине музыкальных школ еще не было. В частном порядке Юлия учили играть на скрипке. Хочется побегать, а надо пиликать. «Юлик, ты вчера очень красивую мелодию играл, напомни мне ее, пожалуйста». Раз мама просит, надо играть. «Очень хорошая песня, но я просила не эту». Юлий играет вторую, третью... Увлекается сам и исполняет весь репертуар. Без всякого давления.
Сын отлично учится, увлекается техникой, монтирует радиоприемники. А мама без отрыва от основной работы учится в медшколе (предшественнице нынешнего медицинского колледжа). Получает диплом и переходит работать в поликлинику, делает в лаборатории анализы. Тихая, спокойная работа — мечта. Но грянула война, и М.Н.Милованову как медика сразу же мобилизовали.
Фронтовая медсестра, не снимавшая шинели до последнего выстрела Великой Отечественной, она многое увидала и выстрадала. Победа! Возвращение домой. Жизнь постепенно налаживается. Сын окончил школу с серебряной медалью. Поступил в Ленинградский радиотехнический институт, а после четвертого курса перешел в политехнический институт на отделение ядерной энергетики.
С середины пятидесятых годов в Камышине стали традиционными общегородские художественные выставки. Мария Николаевна их непременная участница на протяжении многих лет. Творчество радовало и отвлекало от постоянной тревоги за сына.
Но горе ее настигло. Из-за аварии при проведении эксперимента Юлий получил смертельную дозу радиации. За два месяца, проведенные вблизи с умирающим от лучевой болезни сыном, она поседела, исхудала, состарилась. Потеряла главную надежду и опору в жизни. Страдание, не сравнимое ни с чем. А впереди еще долгие годы одинокой жизни.
Последующие строки я адресую нынешним, находящимся в самоизоляции читателям. Возьмите пример с ровесницы сурового двадцатого века Марии Николаевны Миловановой, сумевшей на склоне лет украсить и обогатить свою жизнь творчеством.
Помню, попала я к ней в гости и насчитала 130 работ самых разных масштабов от большого полотна до миниатюры на морском камушке. И самых разных техник и материалов — масло, акварель, карандаш, инкрустация, кружево, роспись по ткани... При мне Мария Николаевна объясняла собравшимся соседским ребятишкам что, из чего и как делается: «Это крашеная соломка, это мозаика из рентгеновской пленки, это вылеплено из пластилина, а эти собачки нарисованы тушью...».
Много лет Мария Николаевна дружила с другим камышинским долгожителем — художником Александром Степановичем Вихлянцевым. Чуть ли не каждый день встречались в лесопитомнике. Гуляли, дышали свежим воздухом, иногда спорили.
«Он меня всегда ругал, что нет во мне целеустремленности, что я за все хватаюсь вместо того, чтобы сосредоточиться на живописи. Но мне кажется, что постигать разнообразие — это тоже хорошо. Мне очень интересно жить».
Увлекалась Мария Николаевна и музыкой. Всегда наготове электромузыкальный инструмент «Фаэми-М». И груда старинных нот. При мне она пела: «Куда летишь, кукушечка?» До последних дней посещала библиотеку. Выращивала клубнику на балконе...
К персональной выставке Миловановой Е.Г. Синилов подготовил очень красивое приглашение. Пышная роза с надломленным стебельком, как символ ее прекрасной и горестной жизни. Которая началась 120 лет назад и продолжалась почти целое столетие.