Региональная политика: анализ текущих событий
Сегодня в обзоре:
— Эпистолярная партийная война
— Подвело здоровье?
1.
Принято считать, что летом партийная жизнь как-то затихает. Но партийные каникулы — весьма относительное понятие. Во всяком случае, в нашем регионе региональные отделения двух парламентских партий — «Единой России» и «Справедливой России» — вошли в летний сезон с громким межпартийным конфликтом, вышедшем на федеральный уровень.
На большую дорогу конфликт вывел лидер фракции эсеров в областной Думе Олег Пахолков, собрав 1 июня пресс-конференцию, на которой представил журналистам текст открытого письма облдумовской фракции справедливороссов председателю Высшего совета «Единой России» Борису Грызлову.
В этом послании волгоградские эсеры фактически обвинили лидера регионального отделения «ЕдРа», спикера Волгоградской облдумы Владимира Кабанова в 1) политическом мошенничестве, 2) невыполнении взятых на себя обязательств, 3) дискредитации федерального политического соглашения между «Справедливой Россией»» и «Единой Россией», подписанного Сергеем Мироновым и Борисом Грызловым 8 февраля с.г.
Суть конфликта, если в нескольких словах, — борьба эсеров за кресла вице-спикера и председателя одного из комитетов областной Думы. А предыстория этой борьбы такова.
Осенью прошлого года, после выборов депутатов Волжской городской Думы, два месяца партии, получившие депутатские мандаты («ЕдРо» — 11, «СР» — 10, КПРФ — 6, ЛДПР – 3), не могли определиться с кандидатурой спикера. Наконец, после долгих переговоров эсеры и единороссы заключили соглашение. Справедливороссы обязались поддержать кандидатуру спикера Волжской гордумы от «Единой России» (что и сделали), а «ЕР» взамен согласилась «отдать» эсерам посты вице-спикера (в первом полугодии нынешнего года) и председателя одного из комитетов облдумы (в первом квартале 2010 г.), чего не сделала.
«Мы расцениваем деструктивные действия В.А. Кабанова как «политическое мошенничество», которое фактически ставит невозможным дальнейший политический диалог в различных вопросах функционирования исполнительной и представительной власти Волгоградской области. В связи с этим просим Вас, как высшее должностное лицо партии «Единая Россия», обязать Кабанова В.А., который действовал от лица регионального отделения партии «Единая Россия» в Волгоградской области, выполнить взятые им обязательства», — говорится в письме эсеров Борису Грызлову.
Эпистолярный партийный жанр на этом не кончился. Председателю «Справедливой России» Сергею Миронову 3 июня ушло открытое письмо, подписанное 27-ю депутатами облдумы из фракций «ЕР» и ЛДПР.
По мнению подписавших это послание, «депутат Думы Пахолков О.В., руководствуясь исключительно завышенными личными амбициями, делает неосмотрительные заявления, направленные на расшатывание стабильной политической ситуации в регионе». При этом, как уверяют подписанты, «Пахолков при помощи коллег по партии и фракции пытается решить собственные проблемы с законом, прикрываясь партийной риторикой и мотивируя свои заявления «отстаиванием интересов населения».
О том, что стоит за «собственными проблемами с законом» депутата Пахолкова, в письме расшифровывается так:
«… Бывшие коллеги Пахолкова, депутаты Волгодонской районной Думы из Ростовской области направили официальный депутатский запрос в адрес губернатора Волгоградской области, председателя Волгоградской областной Думы, прокурора Волгоградской области и вам, уважаемый Сергей Михайлович. В этом запросе содержится требование провести служебное расследование по поводу деятельности господина Пахолкова, связанной с его коммерческими проектами и неподобающим личным поведением. В запросе приведено множество фактов, абсолютно несовместимых с депутатским статусом Пахолкова. Эти факты будут проверены в ходе служебного расследования, которое открыто и беспристрастно проведут компетентные органы».
При этом «письмо 27-ми» косвенно признает договоренности между «ЕдРом» и эсерами: «Как партия большинства, имеющая самую представительную фракцию в областной Думе, мы готовы обсуждать с фракцией «Справедливая Россия» любые вопросы, в том числе и по назначению депутатов на ответственные посты в Думе. Но во власть должны приходить достойные, профессиональные, порядочные люди, а не те, кто путем грубого шантажа и давления пытается решить личные проблемы и дестабилизировать политическую ситуацию в области».
По большому счету, в межпартийном соглашении, о котором идет речь, конкретные фамилии эсеров, претендующих на обещанные должности, не называются. На что, собственно, и напирали справедливороссы, комментируя письмо их партийному лидеру. Так что причина невыполнения соглашения — некое «компетентное» расследование деятельности Пахолкова в Волгодонске — к существу договоренностей не имеет отношения.
Есть и еще одна формальная причина, задвинувшая соглашение в долгий ящик. Ее назвал Владимир Кабанов на пресс-конференции. Это — смена губернатора Волгоградской области. Ведь гарантом соглашения между «Единой Россией» и «Справедливой Россией» выступил Николай Максюта (судя по всему, он это соглашение и «продавил»). Если следовать этой логике дальше, выходит, что Анатолий Бровко против этого соглашения. Так это или нет — в данном случае не важно. Вольно или не вольно, но Бровко получается втянутым в межпартийный конфликт, а надо ли ему это?
По некоторым сведениям, партийный конфликт в нашем регионе стал по горячим следам предметом обсуждения в управлении внутренней политики администрации президента РФ. И это, и открытые письма Грызлову и Миронову выводят противостояние региональных отделений двух парламентских партий на федеральный уровень. Будет ли это способствовать разрешению конфликта — большой вопрос. Как представляется, с учетом думских каникул, как минимум до осени сохранится статус-кво.
Но уже очевидно: в любом случае волгоградские эсеры извлекут из этого дивиденды. Если они получат вожделенные посты в облдуме — даже при том, что вице-спикером станет не Пахолков, это будет их маленькой победой, о которой можно громко заявлять на грядущих выборах. Если соглашение так и останется на бумаге — справедливороссы еще громче будут использовать это в своей пропагандистской электоральной работе.
У региональных же единороссов в этой ситуации остается одна надежда, что на Пахолкова действительно что-то «нароют» в Волгодонске. Тогда можно хоть как-то отбиваться от атак эсеров.
2.
В администрации области появился новый вице-губернатор. Заместителем главы администрации региона по транспорту назначен Юрий Коваль, с мая в ранге вице-губернатора руководивший представительством администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думы при Правительстве РФ. Представительство же возглавил Валерий Битаев.
Между тем, ожидается еще одна кадровая замена. Со своей должностью вице-губернатора — статс-секретаря расстанется Сергей Ильин. Об этом 21 июня рассказал губернатор Анатолий Бровко. Причем, как подчеркнул глава региона, ни в какую опалу Ильин не попал, а покинет свой пост исключительно по состоянию здоровья.
«Я не знаю вашего отношения к Ильину, но лично его знаю 10 лет, — рассказал Анатолий Бровко на пресс-конференции. — Он работал со мной еще на Волжском трубном заводе. Я знаю его уровень. Но у него отношение к работе, к счастью, несколько иное, чем у многих чиновников. Он не может стоять на месте… Он сильно переживал эти пять месяцев, у него открылась язва. Сейчас он лечится в больнице. Я знаю, что Сергей Ильин не может по-другому работать. Он выйдет из больницы, опять впряжется и… Я не хочу, чтобы через год человек получил инфаркт, и я был бы в этом виноват. Поэтому я хочу создать для него нормальные условия, чтобы он приносил пользу Волгоградской области, был при деле. По состоянию здоровья ему нельзя быть замом. У меня к работе требования другие, чем те, которые были раньше».
Между тем, злые языки в волгоградской политической тусовке продолжают утверждать, что «болезнь» Ильина имеет именно «политический» характер. Слухи слухами, а вот то, что Анатолий Бровко публично озвучил медицинский диагноз своего подчиненного, да еще поделился весьма тревожными предположениями о состоянии его здоровья, было явной губернаторской промашкой. Он, по закону, не имел права делать этого. И если Сергей Ильин не подтвердит, что губернатор назвал диагноз с его разрешения, Анатолия Бровко могут ждать серьезные неприятности.