Трасса Р-228 Волгоград ― Сызрань при подъезде к КамышинуДраматург, режиссёр, актёр и писатель Евгений Гришковец много времени проводит в дороге. И много при этом пишет. 19 марта мэтр выступил в  Волгограде в НЭТе со спектаклем «Прощание с бумагой». А свои впечатления о дорогах Поволжья он описал в своем блоге «Odnovremenno. Дневник Евгения Гришковца». Приводим отрывок:

«Но самое печальная дорога – это путь из Саратова в Волгоград. 400 км тоски!

Ещё в Саратовской губернии, несмотря на отвратительную дорогу, хоть можно смотреть по сторонам. Небольшие холмики, деревья, деревни. А потом деревья становятся всё реже и ниже ростом, начинается холмистая степь жёлто-коричневого цвета, высокое синее небо над всем этим… И вроде это должно быть красиво. Вроде бы простор. Но весь этот простор вдоль дороги и до горизонта замусорен до невозможности, изгажен, испорчен и изуродован. Как только в пейзаже попадается хоть какая-то постройка, то это постройка обязательно безобразна, если не сказать отвратительна. Если нет постройки, то брошена какая-нибудь бочка, что-то перерыто, перекопано, сожжено или распахано так, что больно смотреть.

Подъезд к городу Камышин производит впечатление совсем ужасающее. Непонятно, в каком времени ты находишься, подъезжая к городу Камышину. Ты попадаешь в смесь всех самых худших времён… Целыми кусками отсутствует асфальтовое покрытие, его просто размыло, а это, на секундочку, федеральная трасса. Машина, на которой мы ехали, постоянно цепляла брюхом раскисшую глину. О том, что мы не в 85-м году, напоминали только ползущие впереди, сзади и навстречу большие иностранные грузовики и также по брюхо утопающие в бездорожье иномарки… Да по бокам дороги, как в прежние времена, месили глину трактора и грейдеры. Но трактора не Белорусского производства, а какие-то американские. Однако, результат был тот же самый.

Вдоль, с позволения сказать, дороги, а точнее, вдоль грязного потока, в котором, как рыбы в пересохшем болоте, копошился автотранспорт, стояли и стоят невообразимого вида постройки, сделанные непонятно из чего. Такое ощущение, что люди, сделавшие эти постройки, собирали где-то по помойкам какую-то фанеру и досточки, воровали отходы мебельного производства и искали по берегам Волги выброшенные брёвна. Из этого они сделали какие-то прилавки, на которых разложена и за которым развешена сушёная, вяленая и прочая рыба. Среди этих прилавков мелькают яркие надписи: мотель, ночлег, душ, бильярд, гостиница, спальные места, и прочее. А также: кафе «У Ашота», «Шашлыки У Арама», ресторан «Дагестан» или «Кафе 05» (Дагестан – 05 регион) и так далее. В одном месте на одной из хибар я прочитал странное название: «AVTOZAPTCHASTI». На кого рассчитана эта надпись, для меня загадка. Наверное, на интуристов…

Вдоль поволжских дорог, да и не только вдоль поволжских, просто в Поволжье это как-то особенно заметно, можно увидеть много воплощений представления армян о красивой архитектуре. Дагестанские архитекторы и дизайнеры не так изобретательны. Я постоянно удивляюсь тому, что древнейшая, глубочайшая армянская культура преломилась в нынешних её носителях в какие-то немыслимые формы. В гостинице или в ресторане, принадлежащей армянам, сразу же видно кому эта гостиница или ресторан принадлежат. Они, конечно, добились невероятных успехов в развитии понятия дешёвая роскошь. Такого количества колонн, больших и малых, лепных украшений и завитков, которыми армянские зодчие украсили наши предместья и города, не создали за долгие века греки и римляне… Те люди, которые прилетят в Волгоград на чемпионат мира в 2018 году, особенно, если они прилетят из-за границы, даже за дорогу от аэропорта до города насмотрятся таких чудес в области частного домостроения и доморощенной архитектуры, что у них создастся совершенно непредсказуемое впечатление о России в целом…»