«Управление механизированных работ» (сокращенно «УМР») — предприятие, которое многие десятилетия пользуется в Камышине заслуженным уважением. УМР ведет свою славную историю с 1959 года, когда приказом № 136 по Стройтресту-110 во исполнение распоряжения Совета народного хозяйства в нашем городе были объединены машинопрокатная база и специализированное управление.
УМР выполняет строительно-монтажные и земляные работы с использованием тяжелой техники и механизмов — подъемных кранов, экскаваторов, грейдеров, самосвалов и т. п. Котлованы, фундаменты, инженерные сети — все это сделано специалистами УМР. Профессионалы предприятия строят в Камышине и Камышинском районе дороги, занимаются их ремонтом и реконструкцией, проводят благоустройство территорий. Директор предприятия Петр Петрович Ступин — Почетный строитель России. В 2007 году он был награжден почетным знаком «За заслуги перед г. Камышином».
В настоящее время предприятие, которое практически полностью зависит от городских заказов на ремонт дорог, фактически остановлено.
Строительная отрасль: пациент скорее мертв, чем жив
Строительная отрасль в городе, можно признаться, умерла. И это не образное выражение. Еще 5-7 лет назад в Камышине вводилось ежегодно в строй по 3-4 многоквартирных дома. Соответственно, УМР имело заказы на 3-4 котлована, на работу подъемного крана со специалистом и аренду другой техники. УМР также проводило благоустройство территории: грейдерные работы, завоз плодородной земли и проч. Многоэтажки возводили 4-5 частных строительных фирм. Сегодня абсолютное большинство из них прошли через процедуру банкротства. В 2012 году сдано всего два дома, которые возвели ООО «УМР» и ООО «Престиж АМ».
Банкротство строительных фирм руководители фирм-застройщиков напрямую связывают с отсутствием работы с ними со стороны администрации города. Когда собирали представителей фирм-застройщиков на совещание, — сейчас, пожалуй, мало, кто вспомнит. Такой практики просто не стало уже 5-6 лет назад. А теперь её нет и подавно. Градостроительный совет также, можно образно сказать, канул в Лету. Ни о каких ближайших или пятилетних планах не идет и речи. Муниципальное управление капитального строительства не создает никаких заделов. В Камышине принят Градостроительный план, в котором отведены места под «спальные» и прочие районы, но дальше планов дело не движется. Нет ни документации, ни источников финансирования и объектов.
А ведь застройщика надо «завлечь», ему надо дать шанс строить. Но высшие чиновники Камышина предпочитают судиться с застройщиками. А не стучаться ради них в областную администрацию, в федеральные органы, чтобы под реальные проекты получать «лишнюю копейку». Под лежачий камень вода, как известно, не течет. Поэтому, строители — профессионалы своего дела — массово устремляются на стройки Волгограда, Сочи, Москвы. Скоро каменщик станет «исчезающим видом».
Между тем в городе реализуется федеральная программа обеспечения
земельными участками многодетных семей. И Камышин вышел в лидеры в регионе: «нарезал» 113 участков — больше, чем Волгоград. Но инженерных-то сетей (водопровод, газ, свет и т. д.) к ним не провел! А кому нужен, по сути, кусок, степи, где ты имеешь свой нарисованный квадрат?! И это всё развитие города? Или очередное пускание «пыли в глаза» на отчетах для населения?
Волжский, например, изыскивает через облдуму 200 млн рублей для подвода сетей к своим участкам для многодетных семей. И депутат Волгоградской областной Думы Владимир Попов в интервью infokam.su посчитал позицию властей Волжского правильной. «Зачем возводить жилье в чистом поле, где жить невозможно? Надо обеспечить стройплощадки инженерными сетями, закладывать деньги на это финансирование и решать проблему», — считает Попов.
Муниципальное финансирование: утром стулья, а деньги — когда найдутся!
Что же касается средств городского бюджета, получаемых на ремонт дорог, то этот «ручеек» финансирования, похоже, становится рискованным, как никогда. Пример — строительство улицы Рязано-Уральской. Предприятию УМР федеральный и городской бюджет задолжали через «Автодор» после выполнения работ 12 млн рублей. То есть УМР, чтобы выполнить заказ (а он «обложен» соответствующими карами за неисполнение или несвоевременное исполнение) вынуждено было брать кредит в банке. Под, естественно, соответствующий процент.
И вот заказ исполнен. Но оплаты-то нет! Зато банк регулярно требует свои выплаты. В итоге УМР получило оплату в полной мере за исполненную работы спустя... год! За это время банковские проценты «сожрали» не только ту небольшую часть прибыли, на которую рассчитывало предприятие, но и куда большие деньги. УМР, в прямом смысле слова, осталось «на бобах» после исполнения важного городского заказа.
Сегодня город задолжал 6 млн рублей за уже сданный и заселенный дом в пятом микрорайоне, подрядчиком на котором выступило ООО «УМР». А предприятие не может работать в убыток. Вставал даже вопрос возможной задержки заработанной платы. Этого удалось избежать. Но проблемы не разрешились.
Сегодня городская администрация вновь наметила ремонт дорог. По муниципальному контракту — внимание! — «Оплата производится по безналичному расчету при условии достаточного бюджетного финансирования». А этого «достаточного бюджетного финансирования», как правило, никогда не бывает в срок. Может, в конце года, а может, как в случае с Рязано-Уральской, и через год. Как известно, налоги в Камышине собираются из рук вон плохо, администрация сама берёт кредиты в банках — какое уж тут «финансирование»?!
На пресс-конференции в ноябре прошлого года финансовый директор «Финансовой компании ГЛАСС» Олег Жерносек отметил: «Сложная экономическая ситуация, резкое снижение объемов строительных работ не позволяют делать конкретных прогнозов на следующий календарный год и планировать свою деятельность. Положение непростое, закрываются предприятия, даже такое успешное до некоторого времени, как «Колбасы Соловьева», перестало существовать. А это значит — нет пополнения городского бюджета из-за отсутствия выплат по налоговым обязательствам. Повышается безработица, а как следствие — ухудшается общее экономическое состояние города»».
Прошло полгода... Что изменилось? По сути, ничего. Ситуация такова: администрация города хочет реализовывать проекты и пиариться на них, но отчего-то совершенно не хочет платить по счетам. Мало того, сплошь и рядом виноватыми в муниципальных СМИ выставляют сами частные фирмы. В газетах типа «Диалога» и им подобных нередко можно прочесть про неких радеющих за свой карман бизнесменов и прочих частников, к которым применяются самые «едкие» определения. При этом «рупор муниципалитета» совершенно забывает о том, что в частных предприятиях работают люди, у которых есть семьи, и которым нужно платить зарплату. А бюджет её платит лишь только «при условии достаточного бюджетного финансирования»? В конце года, например, — если в бюджете что-то осталось.
А что было бы, если бы так платили зарплату, страшно предположить, в самой администрации города численностью 217 человек? Кстати, может, ничего тут страшного и нет. Эффективность работы любой мэрии давно пора привязать к наличию или отсутствию долгов при расчетах по взятым обязательствам. Не умеют работать без долгов четыре этажа на Октябрьской, 60, пусть получают зарплату по «остаточному принципу»!