В 1877 году в Камышине было открыто реальное училище. Оно состояло из шести основных классов и седьмого — дополнительного. Дело в том, что во второй половине XIX века административные службы, торговля и промышленные заведения стали испытывать большие потребности в профессиональных работниках. Возникла острая необходимость повышения грамотности населения.

Реальное училище
Камышин. Реальное училище и здание для господ-преподавателей (Вид с Волги, почтовая открытка начала XX века)

В России разразился целый бум открытия новых учебных заведений — реальных училищ. Утвержденный в 1872 году Устав реальных училищ объявлял целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к применению технических познаний, имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности...».

Вслед за открытием в Санкт-Петербурге, Москве и Саратове реальных училищ подобное желание возникло и у камышинской общественности. 4 сентября 1873 года с инициативой и обоснованием проекта открытия нового учебного заведения в городской думе выступил городской голова, купец В. П. Портнов, а в уездной земской управе — ее председатель П. Е. Ляук. Однако лишь в 1877 году Государственный Совет решил учредить в Камышине шестиклассное реальное училище с основным отделением в двух высших классах. Вопрос состоял, конечно же, в финансировании, ведь содержание подобного образовательного учреждения требовало немалых затрат.

4 сентября 1877 года состоялось торжественное открытие Камышинского реального училища. Праздник начался утром в соборе, куда прибыли: саратовский губернатор, попечитель Казанского учебного округа, в чьем ведении находились камышинские учебные заведения, почетные лица города и ученики.

Протоиерей Чудновский совершил литургию, во время которой произнес проповедь. После этого все присутствующие отправились в здание училища, где был отслужен молебен с освящением. Попечитель Казанского учебного округа произнёс речь и объявил училище открытым. Директор выступил с отчетом, а камышинская городская дума, желая выразить свою признательность саратовскому губернатору М. Н. Галкину-Врасскому, объявила об установлении стипендии его имени в тысячу рублей — цитируем: «для достойнейших по успеваемости и поведению детей» (эта сумма делилась на многочисленных «достойнейших по успеваемости и поведению»). Поясним: Михаил Николаевич Галкин-Врасский — губернатор Саратовской губернии в 1870-1879 годах, Почетный гражданин г. Камышина).

Камышинское реальное училище (сегодня школа № 4)
Камышинское реальное училище (сегодня школа № 4)

По окончании всех речей был исполнен гимн «Боже, царя храни». Закончилось торжество обедом, устроенным городским обществом и земством в зале училища, на который были приглашены и ученики.

Здание — краса Камышина

Старое здание на улице Астраханской (сегодня Республиканской) быстро стало тесным для реалистов, которые приезжали в Камышин учиться со всего уезда. «Реалка» была очень популярна, поэтому к началу XX века возникла острая потребность постройки нового, просторного здания. Вопрос обсуждался в городской Думе. Информация «Приволжской газете» (1910 год) называет фамилию М. Н. Галкина-Врасского и сообщает, что для постройки нового здания необходима сумма 170 934 рубля.

Как сообщает краевед Е. Хорошунов, «по тому, как активно развернулись события, стоит лишь догадываться о том, что дело явно не обошлось без вмешательства и содействия М. Н. Галкина-Врасского. Через три года — в 1913 году — массивное здание «реалки» уже возвышалось на открытом волжском берегу на юге города. Оно приняло в свои классы всех приехавших на учебу…»

Ныне это здание занимает школа № 4. Строился архитектурный ансамбль, состоящий из здания училища и общежития для учителей, с 1909 по 1913 годы.

Реалисты. Жизнь и быт

Преподавание в Реальном училище велось на довольно высоком уровне. Кроме гуманитарных и математических дисциплин, реалисты овладевали немецким и французским языками, приобретали навыки рисования и черчения, учили русский язык и литературу; пробовали себя в сочинительстве. Все воспитанники находились под неусыпным контролем преподавателей. Классные наставники часто посещали семьи своих учеников и вели специальные дневники, а в конце каждой четверти представляли педагогическому совету отчеты о поведении своих подопечных. Например: «…Богомолов пытался курить в квартире, но был своевременно замечен... Лебедев не был на богослужении без уважительной причины... Рогожин подрался с товарищем».

На каждого ученика был заведен так называемый «кондуит», куда заносились все сведения о нем. Вот такой документ ученика 2 класса Якова Гидеона: «Сын поселянина-собственника. Родился 10 сентября 1893 года в Усть-Золихе Камышинского уезда. Вероисповедания лютеранского. Поступил в реальное училище в октябре 1910 года. Воспитывается на средства родителей и живет у родителей. Поведение: 18 марта разговаривал во время урока немецкого языка».

Образцовая школа № 1

Камышинское реальное училище никогда не испытывало недостатка в учениках. Однако в 1918 году декретом Совета Народных Комисаров училище было закрыто. После закрытия реального училища в прекрасном здании на улице Набережной была образована школа № 1 — правопреемница единой трудовой школы второй ступени и немецкой школы. Необходимо сказать, что треть жителей Камышина в то время составляли российские немцы, которые приехали в наши края более века назад по зову Екатерины II. Из-за того, что немецкое население ввело в семьях обязательную грамотность, немцы становились отличными специалистами в разных областях знаний. Среди директоров школ того времени немало представителей немецкой национальности.

vipysk
Камышин. 1936 год. Выпускной 10 класс школы № 4 после демонстрации 1 мая (групповое фото на память)

Директором школы № 1 был назначен Андрей Андреевич Боргер. Школа № 1 прославилась тем, что по успеваемости добилась лучших показателей в Нижне-Волжском крае. Разнообразные тематические уроки, экскурсии – все это способствовало улучшению образовательного процесса. Камышинская газета «Набат» (от 11 июля 1920 года) сообщает: «Школьный совет школы № 1 объявляет, что в понедельник, 12 июля, под руководством преподавательницы Л. С. Боргер состоится ботаническая экспедиция на бывшую дачу купца Шемякина».

Спустя несколько лет директор Андрей Андреевич Боргер был репрессирован. Его место занял Александр Осипович Мунц. В 1930-х годах в школе № 1 работы спортивные секции (в частности, футбол и волейбол), а также хоровой и даже фотографический кружки. В 1937 году это была самая крупная школа — 23 класса и 849 учащихся.

В 1936 году школа получила называние «Образцовая полная средняя школа № 1». Она славилась своими учителями. Здесь преподавала выпускница Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге Лидия Васильевна Остроумова. Славились обширнейшими знаниями супруги Николай Владимирович и Елизавета Петровна Корепановы: она преподавала литературу, он — историю. Николай Владимирович слыл «вольнодумцем». В 1937 году он был арестован за «проведение в городе контрреволюционной троцкиской деятельности». Его жена также была арестована. Оба сгинули в сталинских лагерях...

Впереди всех!

Во время Великой Отечественной войны в здании располагались эвакогоспитали № 3257 и 1588.Здесь ставили на ноги не только советских солдат и офицеров, работал также госпиталь для военнопленных: немцев, венгров, австрийцев... Многие из них спустя годы после строительства промышленных и жилых зданий в Камышине и Сталинграде возвратились домой, для них небольшой Камышин также остался городом милосердия...

Школа под номером «4» периодически возникала и исчезала с карты города. Окончательным днем рождения школы можно считать 10 января 1944 года, когда согласно приказу ГорОНО, она была выделена из школы № 1 как самостоятельное учреждение. С 1944 по 1962 год директором школы № 4 была Клавдия Михайловна Седенкова — учитель химии, которой в 1957 году было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

С 1962 по 1975 год школой руководил Сергей Степанович Мантуров — учитель истории, краевед, написавший книгу «Из революционного прошлого Камышина».

С 1975 по 2002 год школу возглавляла Лариса Николаевна Полякова — Отличник просвещения РФ, заслуженный учитель РФ. Именно она сформировала в школе № 4 педагогический коллектив единомышленников, обладающих высоким уровнем активности и инициативы, создала хороший морально-психологический микроклимат для учителей, учащихся и их родителей. В 1988 году в школе открылся двухгодичный (10-11 классы) специализированный педагогический класс.

Оставили яркий след Т. Г. Романюк, В. В. Фомина, В. А. Осипов и И. С Рахуба, которые являются Почетными работниками образования.

Любопытный факт: в 1988 году ученик 9 класса Николай Хиценко участвовал во всероссийском литературном празднике, где получил дипломы за победу по литературному краеведению и за лучшее сочинение в РСФСР. Сегодня Н. Н. Хиценко является директором школы № 4. Вот уже более 25 лет Николай Николаевич работает в системе городского образования: руководил школами № 5 и 18, трудился в комитете по образованию администрации города.

В истории школы оставила яркий след Валентина Петровна Сивкова — потомственный педагог,  Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РФ, победитель первого областного конкурса «Учитель года». Местные газеты называли ее «учитель-новатор», «первопроходец», рассказывая о её достижениях в благородном деле воспитания и обучения детей.

Нельзя не упомянуть о легендарном человеке—- учителе английского языка Людмиле Николаевне Кочиной. Поступив на работу в школу № 4 в 1960 году, она проработала в ней 45 лет. За плодотворный, добросовестный труд была награждена орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени.