В огромном мире СМИ есть российская курортная газета «Кавказская здравница». На днях в ней вышел интересный очерк Надежды Трахтенберг ― почетного ветерана цирка, члена Союза журналистов России. Он называется «Город его любил» (http://www.kmvnews.ru/publikatsii/pamyat/gorod-ego-liubil.html) и посвящен основателю кисловодского цирка и первому его директору Геннадию Михайловичу Трахтенбергу. Мало, кто знает, что этот выдающий артист стал офицером в Камышинском танковом училище...
Кисловодчане любят свой цирк и гордятся им. Гордость эта вполне заслуженна. Дело в том, что в Кисловодском цирке тридцать лет была своя, особая атмосфера. Она складывалась годами из многих мелочей: продуманной рекламы, чистоты и уюта зрительного зала, доброжелательности контролеров. А интересные программы с ведущими артистами... Во всем этом заслуга основателя цирка и первого его директора Геннадия Михайловича Трахтенберга.
В этом году 28 мая ему бы исполнилось 96 лет. К сожалению, приходится писать о нем в прошедшем времени. А будь он жив, то непременно бы попросил: «Обо мне, прошу вас, не надо. Лучше напишите об артисте...»
Он всегда о ком-то хлопотал, кому-то помогал, о ком-то заботился, оставляя для себя второстепенную, невидную роль. Г. Трахтенберг видел свою миссию в искусстве, а отдал он цирковому делу 60 лет из 83 прожитых. Цирк стал главным делом последних лет его жизни. Он построил здание цирка, вдохнув в него жизнь, он подобрал и создал творческий коллектив, вырастил достойных учеников.
Цирковая династия Трахтенбергов насчитывает 130 лет. Еще в дореволюционные годы ее основатель Михаил Павлович Трахтенберг (1873-1943), продав в Америке зерно, по поручению своего отца, санкт-петербургского мультимиллионера, потратил вырученные деньги на иллюзионный аттракцион-машину для демонстрации фокусов. Пользующийся бешеным успехом аттракцион «Иллюзия, телепатия, гипноз» создан Боско задолго до сеансов Вольфа Мессинга. Михаил Боско оставил заметный след в культурной истории Санкт-Петербурга. За высочайшее мастерство нарком просвещения А. В. Луначарский вручил ему волшебную палочку, всю усыпанную настоящими драгоценностями. Сейчас она хранится в музее цирка.
Когда грянула Великая Отечественная война, Г. М. Трахтенберг ушел на фронт и посвятил армии 17 лет. Журналисты, которым приходилось встречаться с Геннадием Михайловичем, знают: то, что он «наговаривал» во время беседы, не требовало стилистической правки и литературного редактирования. Так было и на этот раз. Все сказанное им в этот вечер я почти дословно записала и вскоре опубликовала в «Кисловодской газете» (1998). Вот что он рассказал тогда: «Часто, оттесняя все остальное, вспоминаю такую картину... Война. 1943 год. На стене военного танкового училища в Камышине висит плакат. Солдат в каске глядит на меня в упор и спрашивает: «Что ты сделал для фронта?». Солдат встречал каждое утро меня, будущего офицера, своим суровым вопросом и тем вопросом провожал, когда я уходил из училища. Часто с последнего курса вызывали то одного, то другого курсанта, и на следующий день под плакатом происходила обычная для тех дней сцена прощания с товарищем по учебе:
― Ну, до свидания, не поминайте лихом!
― На фронт?
― На фронт. учитесь лучше, крепче. Тревожное было время. Где сейчас те мальчики, выпускники 43-го года? Но вот война закончилась. Везде повесили плакаты со словами: «Досрочно выполним план послевоенной пятилетки!», под этим плакатом стали происходить не прощания, а встречи».
Мирные дни вошли в привычку, они были похожи друг на друга и в то же время отличались один от другого. Похожи тем, что каждый день Геннадий Михайлович в одно и то же время уходил на службу, но не как студент, а начальник Дома офицеров, уже не курсант, а подполковник с боевыми наградами (орден Красной Звезды и Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией»). Всего он имел более 15 правительственных наград.
Судьба распорядилась так: гастролировал шапито под руководством Геннадия Михайловича в Пятигорске, а в Сочи в то время гастролировал глава советского правительства Косыгин. Приехал как-то Александр Николаевич из Сочи в Кисловодск и заметил непорядок: город курортный, отдыхающих много, стационарного цирка, как в Сочи, здесь нет. Решение вопроса поручили Фурцевой. Екатерина Алексеевна, тогдашний министр культуры, выяснила, что рядом, в Пятигорске выступает цирк под руководством хорошо себя зарекомендовавшего Трахтенберга. Ему сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. И вот в 1969 году выросло удивительное по тем временам, прекрасное, куполообразное здание из стекла и бетона, построенное по проекту института «Гопротеатр» (автор-победитель конкурса, заслуженный архитектор России Г. В. Наприенко). 30 июня 1973 года отдыхавший в Кисловодске дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Павел Романович Попович перерезал ленточку у входа в цирк. Постоянными гостями Кисловодского цирка стали жители близлежащих городов и сел Ставрополья и отдыхающие на курортах Кавказских Минеральных Вод.
Нельзя повернуть время вспять. Уходят люди, исчезают за горизонтом эпохи, но навсегда остаются с нами чьи-то добрые дела.
Когда приходится бывать на кисловодском кладбище, то среди памятников многим знаменитым современникам удивляет замечательная творческая находка заслуженного художника России Гургена Вараздатовича Курегяна. Талантливый скульптор из черного гранита сделал цирк-шапито ― этот превосходный памятник достоин того, кто был любимцем кисловодчан. Именитые российские граждане и представители кисловодской общественности решили назвать Кисловодский цирк именем Геннадия Трахтенберга. Это ценное предложение рождено искренним уважением к маэстро отечественного цирка, желанием сделать память о нем долговечной.