Итак, штабы главных участников выборного процесса вплотную приступили к работе. Дислокация «мозговых центров» противоборствующих политических команд общеизвестна — Деловой центр и ДЮЦ. Приглашены резвые группы политтехнологов. Хотя публицистическое сопровождение агитационного месяца в СМИ, в основном, предполагается поручить местным перьям. Во-первых, как знатокам камышинского менталитета. Во-вторых, как «ломовым лошадям», поскольку написание статей для газет и сайтов в пользу конкретных личностей — работа рутинная и трудоемкая, а пиарщики привыкли к легким деньгам в провинции.
Можно ли ожидать избирателям какой-то новизны в подаче себя кандидатами посредством СМИ? Вряд ли. Как правило, при подготовке агитационных публикаций их «авторы»-претенденты никакого отношения к «собственным» мыслям не имеют, они просто покупают порцию эрудиции у журналистов. Таким образом избиратели фактически лишаются возможности оценить интеллектуальные способности своих потенциальных избранников.
В начавшейся кампании уже прозвучало заявление ряда соискателей от ведущей оппозиционной партии о прямых дебатах в эфире местного телевидения. Но идея представляется заведомо утопичной — главные оппоненты приверженцев прямых дебатов почти не имеют навыка публичных дискуссий и не намерены садиться в лужу с экспромтами.
Кстати, что касается местного Камышинского телевидения, то оно в последнее время весьма рискованно пытается помочь «набрать вес» плановым героям репортажей. До начала официальной агитации в СМИ львиная доля передач в программе «Акценты» посвящается пиару уже заявленных кандидатов известного лагеря, что совершенно недопустимо по закону и является досрочной агитацией, открыто замешанной на навязывании положительного имиджа ставленников одной из команд-игроков.
В качестве «новых старых» технологий для оживления общения с электоратом часть кандидатов рассматривает возможность диалога через буклеты и листовки. В формате законодательства о выборах на Камышин стал распространяться специальный выпуск популярного областного издания. Другое издание, вышедшее, наконец, из подполья и сменившее имя газеты-самозванки на официально зарегистрированное СМИ, пока доставку тиражей в Камышин прекратило.
Впрочем, полностью застраховать избирателя от левых газет, разумеется, никто не может. И хотя «страшилки» со страниц срочно народившихся в выборный период однодневок мало кого уже могут тронуть, в «запасниках» соперников по выборам, по слухам, сюжеты компроматов лежат увесистыми стопками! И сдерживает их выход в свет якобы исключительно отсутствие превосходства кого-либо одного из заказчиков этих «шедеврах».
Если подметные газеты и ролики отнести к категории наиболее топорных агитационных приемов, то «невинные» — типа игры от противного — непременно будут использованы в предстоящем сезоне. Например, изобретательные пиарщики одного из штабов собираются ближе к 8 сентября исписать свежевыкрашенные двери подъездов многоквартирных домов черной краской с призывами голосовать за популярного кандидата-соперника, чтобы подставить этого кандидата в глазах жильцов. А в округе другого популярного кандидата есть «идея» от «его имени» обновить лавочки трудновысыхаемой краской и распустить слух, что пенсионеры, мол, прилипают к лавочкам по вине в-о-о-он того (той) неумехи.
К сожалению, в условиях Камышина особым разнообразием агитационный период перед выборами в городскую думу ознаменован быть не может. Изыски столиц типа политических флэш-мобов, грандиозных концертов или разбрасывания информационной продукции с самолетов — для провинции финансово непосильная задача. Зато у нее другой козырь: ее электорат готов проголосовать за кандидата, которого увидит и «пощупает» лично — во дворе ли, в подъезде ли дома, на экране ли телевизора. И вот от этой личной встречи так или иначе и вынуждены отсчитывать свои шансы на победу соискатели.