Работа должна приносить в дом деньги. И только на втором месте стоит «моральное удовлетворение». Всевозможные социологические опросы многих последних лет лишь подтверждают эти слова. Все хорошо, да вот только в провинции найти достойную работу — целая проблема.

Мы поедем, мы помчимся…

Подготовленный специалист, востребованный сегодня на рынке труда, по большому счету, уникум. А готовить таковых, как выясняется, практически негде. Не секрет, что в наши дни материально-техническая база большинства средне-специальных учебных заведений осталась на уровне 70-80-х годов прошлого века. И это в то время, когда на предприятиях давно уже вводятся в эксплуатацию современные линии, стоимостью в сотни тысяч долларов.

Понятно, что ни одно профтехучилище или колледж не могут подстроиться под бурно развивающиеся технологии производства. Возникает ситуация, когда кадры легче обучить прямо на производстве. Подобное, к слову, практикуется, например, на камышинском «Газпром-кране». Обратите внимание, «легче обучить», но, конечно же, не дешевле! Получается, что сначала государство учит того же сварщика за свой счет три года, а затем работе на импортном оборудовании его доучивает завод. Сколько денег, времени, сил…

Участковый уполномоченный УВД Камышина и Камышинского района Алексей Кузнецов с грустью констатирует: «Приходишь по вызову в квартиру, а там одни люди старшего поколения. Между делом интересуюсь у них: «А где же сыновья, дочери?» И выясняется: уехали в Москву, Петербург, Тверь, на север… Словом, оставили город в поисках достойной зарплаты».

Действительно, отток рабочих кадров из Камышина приобрел серьезные масштабы. Практически город покидают прямо со школьной скамьи. Сначала, конечно, едут за высшим образованием, но потом остаются в областных и столичных мегаполисах навсегда.

— А зачем возвращаться и куда? — спрашивает Ольга Карпунина, выпускница этого года. — Камышин «утонул» в алкоголе и никакого культурного развития в нем не видно. Еще в школе я старалась что-то сделать: участвовала в конкурсах, мы пытались организовать что-то достойное… Но это, как правило, никому не нужно: «завалиться» к кому-нибудь на квартиру, выпить и уснуть — вот, по большому счету, и все молодежные развлечения. Но надо же к чему-то стремиться!

Так уезжают молодые кадры. Людей постарше привлекают заработки. Зачастую они уезжают из Камышина, оставляя детей на заботу бабушек и дедушек. Объяснение простое: там, в Москве, даже за неквалифицированный труд (будь ты домработница или уличный озеленитель) платят достойные деньги. А здесь, как говориться, едва хватит на проезд до места работы.


Высшее или среднее

Камышин по праву гордится своим средним образованием. Рейтинговым показателем его качества является процент выпускников школ поступивших в ВУЗы страны. Действительно, зачисляя камышанина на первый курс, беспристрастная приемная комиссия, которая зачастую даже не знает, «где это Камышин на Волге?», ставит «отлично» всей системе камышинского образования.

Однако сегодня в сфере занятости как никогда обострились две проблемы: отсутствие профессионалов со средне-специальным образованием и утечка кадров из города. Оказывается, заводам вовсе не нужно пресловутое «в/о» в соответствующей графе резюме. Как не нужно оно многим, к примеру, строительным фирмам. Как выяснилось, утечка рабочих кадров из города не зависит от уровня образования.

— Следует отметить, что каждый третий рубль средств городского бюджета уходит на образование, — прокомментировал ситуацию финансовый директор «Финансовой компании «Glass» Олег Жерносек. — А туда ли мы тратим деньги? Может, в таком случае больше средств тратить на благоустройство города и развитие его инфраструктуры? Зачем нам такие «умные» выпускники, если после школы они все разбегаются по городам и весям. А город при этом «стареет» и вымирает.

Директор камышинской строительной фирмы «Юг» Анатолий Ярмолович образно признался: «Москва, как пылесос, «высасывает» строительные кадры из города». В этом можно было бы видеть плюс, ведь, удерживая рабочих, местные строительные фирмы увеличивают им зарплату. Но кто выиграет в гонке зарплат — московские или камышинские стройфирмы? — полагаю, заведомо известно».

Люди с высшим (особенно платным) образованием в Камышин не хотят возвращаться. Резон прост: заплатить столько денег за обучение и трудиться в Камышине за 8-12 тысяч — увольте! Из-за этого городу, в том числе, остро не хватает медицинских кадров. Даже из родного волгоградского медицинского университета на нас поглядывают свысока: «А что у вас там? Что предложите? Нет, не устраивает».

— К большому сожалению, лучшие кадры из города просто «вымываются», — полагает президент Камышинской торгово-промышленной палаты Борис Таранов Может сложиться ситуация, что даже при наличии инфраструктуры производства и денег на высокие зарплаты, работников попросту не станет. В связи с этим, малым предприятиях необходимо помогать в подготовке специалистов — например, путем создания бизнес-инкубаторов. Необходимо проанализировать профориентацию наши средне-специальных учебных заведений, переориентировав их на фактическую потребность камышинского бизнеса в рабочих кадрах.

— Человеческий ресурс — главный и незаменимый элемент экономики, — поделился мнением финансовый директор «Финансовой компании  «Glass» Олег Жерносек. — В настоящее время зачастую отсутствует поддержка действительно талантливых людей. Получается, что любой человек, мыслящий по-новому и нетрадиционно, вынужден пробивать себе дорогу через стену непонимания, через шаблонное мышление большинства. Напротив, должна работать система поиска и «социального лифта» для талантливых, неординарных людей. Для тех, кто искренне стремится работать на благо своего города, чтобы сделать его привлекательной для жизни и работы.

Проблема обозначена, проблему необходимо решать. В городе уже официально трудятся представители бывших союзных республик. Грустно, но в скором времени ситуация может сложиться так, что в 118-тысячном Камышине на клич «Где ты, специалист? Я готов платить большой оклад!», ответом будет лишь тишина.