Николай МалыгинПроблемы сохранения исторического центра стала для камышан притчей во языцех. То есть получила печальную славу и подвергается всеобщему осмеянию или осуждению. Так считает депутат городской думы Николай Малыгин. В городской администрации при обсуждении вопросов, связанных с реконструкцией исторического центра, из уст главы города Александра Чунакова прозвучало, что на улице Октябрьской появится торгово-развлекательный центр, а в связи с интересами бизнесменов вряд ли в будущем удастся сделать улицу пешеходной.

«Что вы думаете по этому поводу?» — спросили мы Николая Евгеньевича.

— Давайте признаемся, что от бывшего проспекта старинного купеческого Камышина остались «рожки да ножки», — констатирует Малыгин. — Однако если мы говорим о сохранении и даже возрождении исторического центра, то откуда же начинать работу, как не с бывшего проспекта, который на рубеже XIX — XX веков был центральной улицей города. Камышане старшего поколения помнят облик улицы Октябрьской, которая была любимым местом для прогулок и совершения покупок вплоть до 60-х годов.

«У меня новость о стройке ТРЦ вызвала шок, — продолжил Малыгин. — Насколько он впишется в старинную улицу — бывший проспект имени императора Александра Второго? Я одобряю действия многих частных собственников, которые, реконструируя старые здания, сохранили их облик. Это салон «Комильфо», Пенсионный фонд. Рядом на улице Комсомольской собственник восстановил бывший синематограф «Аполло». Ведь исторический центр — это целостность, а не площадка для реализации фантазии частных застройщиков! Это губит всю концепцию исторического и туристического центра города»

Вот эта улица, а где этот дом?

Когда была основана нынешняя улица Октябрьская сейчас, пожалуй, не скажет никто. Можно лишь с достоверностью утверждать, что, как и многие подобные улочки малых городов, начинала она свое существование с пыльной дороги, по которой шлепали копытами крестьянские и купеческие лошадки.

Но время шло, разрастался наш Камышин. Улочка превратилась в улицу и обрела имя — Саратовская — в честь главного города губернии. А в 1913 году Саратовская в честь трехсотлетия царствующего дома Романовых была переименована в «Проспект Александра II». Здесь загорелись первые лампочки Эдисона, открылись рестораны, гостиницы и магазины. Улицу украсили купеческие особняки и административные учреждения.

 «Многие старинные дома уже уничтожены. Но тем ответственней надо подходить к сохранению облика улицы, если мы хотим что-то оставить для потомков и искренне желаем воспитывать патриотов города и Отечества на примере нашего города. Кроме того, городу надо развивать туристический потенциал, как средство пополнения бюджета и развития местного бизнеса», — считает депутат.

По мнению Николая Малыгина, вид улицы уже испортил новострой Волгоградрегионгаза.

«На стройку офиса Волгоградрегионгаза были затрачены приличные средства, так неужели собственник не откликнулся бы на пожелание, а возможно, и требование администрации города вписать свой офис в общий облик улицы? Полагаю, что откликнулся бы. Я считаю, что управление архитектуры нашего города совершенно не контролирует процесс застройки исторического центра: на улицах Октябрьской и Пролетарской возникли дома, которые совершенно выбиваются из архитектурного облика. Очевидно, что никто не контролирует вопрос, как форма и цветовое решение нового сооружения будут взаимодействовать с уже существующими постройками. Частники зачастую изменяют фасады зданий до неузнаваемости, облицовывают их кирпичом и делают из уникальных купеческих особняков, как говорят в народе, подобие «гробов»! — говорит депутат.

— Я всегда повторяю: реконструкция исторического центра должна начинаться с устройства транспортных развязок, — подчеркивает Малыгин. — Я вижу первоочередную необходимость в реконструкции улиц Калинина и Гоголя для создания некой «второй» транспортной линии, которая будет параллельна улице Пролетарской и позволит выезжать на мост с улицы Гоголя. Сегодня я вижу понимание моей позиции со стороны главного архитектора Дмитрия Вайриха, хотя в целом позиция администрации, которая ставит во главу угла реконструкции исторического центра строительство памятника святому Димитрию Солунскому, на мой взгляд, не выдерживает критики.

А что делаете Вы, депутат Малыгин?

— Николай Евгеньевич, Финансовая компания «ГЛАСС», которую Вы возглавляете, тоже взяла на себя ответственность за реконструкцию старинного двухэтажного дома — бывшего особняка Лихтенвальда с гостиницей и рестораном. Но время идет, дом обнесен забором... Что ждать камышанам?

— Вы точно подметили, что мы взяли ответственность. Дело в том, что для нас было бы куда проще поступить так, как поступил соседний сетевой магазин — взять да обложить дом красным кирпичом. Всего делов-то! Только здание тогда можно сразу списать как исторически угробленное. Мы пошли другим путем. Хотя отдаем себе отчет, что он более затратный и долгий. Мы хотим сохранить внешний облик дома Лихтенвальда. Для этого был разработан проект в Волгограде, начались работы... Первое предложение специалистов в области реконструкции исторических сооружений и в сфере дренажных систем убили нас наповал дороговизной. В итоге, была проведена большая изыскательская работа, в результате которой по сути была разработана методика восстановления фундаментной части менее затратным способом.

Камышане, возможно, не заметили, что за забором дома велись работы. Во-первых, мы решали вопрос подтопления дома, чтобы в дальнейшем после реконструкции он простоял не десяток лет, а остался в истории на столетие. Для этого был углублен фундамент. Работы проводили летом, выжидая момент, когда подземные воды «уходят». Технику там применять невозможно, поэтому работы проводились, как шутили строители, «врукопашную».  Теперь грунтовые воды, даже при сезонных колебаниях, не просачиваются в подвал — они «обходят» фундамент и попадают в ливнестоковую канализацию. Ливнестоки в исторической части Камышина, конечно, пребывают в ужасном состоянии, но проблему конкретного здания — Дома Лихтенвальда — строители решили согласно проектному заданию.  Я уверен, мы восстановим этот дом, у которого будет сохранен исторический фасад. Всему своё время.

— Стало быть, Вы нашли способы решения проблемы спасения домов  с подтопленными подвалами. Не секрет, что с созданием Волгоградского водохранилища вопрос затопления подвалов в старом городе является одной из острых проблем, которая напрямую касается сохранения старинных зданий?

— В сентябре 2006 года, за две недели до очередного дня рождения Камышинского историко-краеведческого музея, в газете «Диалог» вышла статья «Проблема исторической части города сыра, как подвал музея». В ней в главной беде «главного исторического здания Камышина» — затопленных подвалах — мы разбирались с обозревателем газеты Геннадием Клёновым. Надели болотные сапоги и лично пролазили подвал. В коридорах администрации города в очередной раз прокомментировали факты, изложенные в статье, в том духе, что проведение экспертизы, заказ проекта и реконструкция музея «выльется» в сумму, превышающую 100 млн. рублей, а таких денег в бюджете попросту нет.

— А Вы считаете, проблему можно решить?

— Можно, причем не за заявленные администрацией средства, а куда за более скромную сумму. Ничто не мешает примерно по такому же проекту, как у дома Лихтенвальда. Когда проблема музея рассматривалась с привлечением специалистов, было установлено, что подземные воды (по сути, даже подземная река) выходят на угол музея, который расположен на пересечении улиц Советская и Набережная. Эти воды необходимо «отвести» в Волгу, до берега которой от музея не более ста метров. Для этого необходимо построить ливнесток, проект которого также следует заказать у специалистов. После этого настанет черед работ в подвале музея. Таким образом, будут решены две главные задачи: защита подвалов исторического здания и отвод подземных вод.

У нас же, к сожалению, главной частью реконструкции является оштукатуривание и покраска музея, что не более, чем маскировка по-настоящему серьезной проблемы. А маскировка не решит вопроса спасения главного историко-архитектурного памятника не только города, но и всего Нижнего Поволжья.

Но даже если стоимость работ все равно останется высокой, необходимо помнить о том, что что здание музея — это жемчужина, для спасения которой нужно искать внебюджетные средства.

Камышин входит в Союз исторических городов России

В этом году Камышин будет праздновать 345 лет со дня основания. «За более чем трехвековую историю Камышин сформировался как город со своим архитектурным обликом и культурно-национальными традициями, которые необходимо сохранить и продолжить!» — говорят историки и краеведы.

— Администрации Камышина, пожалуй, стоит напомнить, что Камышин является членом Союза исторических городов России, — напоминает Николай Малыгин. — Это налагает на нас серьезную ответственность в подходе к такому важному мероприятию, как реконструкция исторического центра. Я полагаю, что сегодня пришло время решать вопросы глобально и думать о завтрашнем дне, а при строительстве новых зданий (жилых, торгово-развлекательных и прочих) опираться не на сиюминутные реалии, а на долгий исторический срок, ведь мы оставим город нашим детям и внукам. 

 

Опубликовано на правах
агитационного материала, оплачено из избирательного фонда кандидата в
депутаты Камышинской городской думы Н.Е.Малыгина