В журналисткой работе часто бывает так, что уже изданный материал становится предысторией для написания нового. Так произошло со статьей «Кто жил в доме на проспекте Александра Второго в Камышине?» (ссылка),  в которой я упомянул, что на доме нотариуса Борисова «располагалась цирюльня, владелец которой пережил все кровавые годы становления советской власти и, будучи уже престарелым, трудился в Камышинском драматическом театре».

Этот материал дополнила Заслуженная артистка РСФСР Валентина Васильевна Ватажко, которая рассказала: «У бывшего владельца цирюльни была уникальная профессия — театральный куафер!». Стоит пояснить, что куафёр (франц. coiffeur) — это высококвалифицированный театральный парикмахер-художник.

«Куафера во всех театрах ставили на один уровень с актерами первой величины, потому что это уникальный профессионал, — рассказала В. В. Ватажко. — Куафер не только должен был обладать профессиональными навыками по созданию причесок. Он еще изготавливает парики, бородки, усики... А для этого он должен обладать энциклопедическими знаниями об эпохах, прическах, стилях». Действительно, одному актеру — подай усы донского казака, а другой играет Дон Жуана!

Вот таким профессионалом с большой буквы был парикмахер Камышинского драматического театра Александр Кузьмич Евтеев.

Куафер Камышинского драматического театра Александр Кузьмич Евтеев
Куафер Камышинского драматического театра Александр Кузьмич Евтеев

Это его отец Кузьма Потапович Евтеев держал цирюльню на проспекте Александра Второго в Камышине. И не просто цирюльню. Для неё Кузьма Евтеев привозил обстановку (зеркала, кресла) и требуемые инструменты из Франции и Германии. Даже ездил в Париж на всемирную выставку за передовым опытом. Когда Валентина Васильевна Ватажко создавала для историко-краеведческого музея экспозицию, посвященную истории местного театра, ей удалось даже отыскать щипчики цирюльника Евтеева. На них надпись: «Marcel».

Кстати, возникает вопрос: Marcel — город или парикимахер? Дело в том, что одним из главных мастеров парикмахерского искусства в 1880-е годы был француз Марсель Грато. Этот мастер придумал ондуляцию (от французского onde — волна) — «горячая» завивка волнами. В 1897 году он описал свой метод в специальном журнале, а в продаже появились щипцы для завивки волос «марсель». Ну и новый вид завивки стали называть «марсельская волна», а щипцы, которыми производилась завивка, — «марсельскими».

«Марсельская волна» и щипцы, которыми производилась завивка, — «марсельские»
«Марсельская волна» и щипцы, которыми производилась завивка, — «марсельские»

Но вернемся к парикмахеру камышинского театра А. К. Евтееву.

«Я благодарна этому человеку, — призналась Валентина Ватажко. — Я зарабатывала в театре 310 рублей, и едва сводила концы с концами. А Александр Кузьмич взял меня в свой цех, и мне стали платить по совместительству еще 210 рублей. Получался уже обычный для того времени заработок. Александр Кузьмич заботился обо мне по-отечески: угощал пирогами с тыквой, рыбой, капустой...  Это было вкусно! Он старался сделать так, чтобы меня не «коснулось» ни одного произнесенного в сердцах грубого слова. На всю жизнь я сохранила глубокую признательность к этому человеку. Это был профессионал своего дела и большой души человек!».