Серию фотокарточек Камышина прислал в редакцию Сергей Николаевич Теплов. Причем полную. И даже — с обложкой! Признаюсь честно, я много раз видел эти фотокарточки в личных архивах камышан старшего поколения. У меня, например, в личной коллекции есть кинотеатр «Победа» — сразу две карточки. Но чтобы весь набор! Без сомнения, Сергей Николаевич обладает уникальной «редкостью», которой в этом году исполнится 53 года.
Перед вами восемь фотокарточек с видами Камышина 1969 года. Они разошлись по всему Советскому Союзу тиражом 30 тысяч экземпляров. Фотограф — А. Мусин. Цена 29 копеек. На карточках (как сообщает перечень на обложке) изображены: «Здание исполкома городского совета», «Улица имени В. И. Ленина», «Хлопчатобумажный комбинат», «Дворец культуры текстильщиков», «Сквер у дворца культуры», «Парк культуры текстильщиков», «Кинотеатр «Победа» и «Геологический памятник» (имеются в виду, конечно же, горы Уши). К слову, некоторые здания Камышина сфотографированы с так называемой «высокой точки». То есть вполне вероятно, что для съемок использовали автовышку, ведь рядом с музеем (да и некоторыми другими объектами) высотных зданий не было и нет до нашего времени.
К сожалению, мне не удалось отыскать биографию А. Мусина или хотя бы его имя. Известно только, что этот фотохудожник запечатлел на фотокарточках множество городов СССР, включая Москву (что доверялось далеко не всем «мастерам объектива»!). Однако больше всего Мусин колесил по провинции. Он работал в издательствах «Советская Россия» (виды Камышина изданы в этом издательстве) и «Планета». В 1967 году Мусин снимал Челябинск, увидел свет набор из 16 открыток. В 1970-ые годы работал на Ставрополье, публикуя виды санаториев, а в 1983 году поработал в Минводах, выпустив в свет одноименный набор фотокарточек. Думаю, это далеко не полные сведения о работе советского фотохудожника, личность которого, полагаю, не заслужено забыта современниками.
Дополню, что популярными фотокарточки с видами городов стали еще в царское время. Собственно, как только в начале XX века техника фотографии и печатного дела достигли определенного уровня, так и люди стали посылать друг другу карточки с видами городов. Они стали востребованными, и печатать их начали в массовом порядке. «Пишу тебе, родная, из Твери...», — сообщал муж жене на обратной стороне фотокарточке с видом этого старинного города. «Сделал остановку в Камышине...», — рассказывал мещанин, отсылая карточку с видом камышинской набережной.
Немалую роль в популяризации «городских видов» сыграла и поддержка, как сейчас принято говорить, «на самом верху». Дело в том, что как в царское, так и в советское время верховная власть страны была заинтересована в массовой пропаганде своих достижений. А что может быть лучше, чем показ массовым тиражом архитектурных, культурных, промышленных и прочих объектов городов? В царское время появились виды (возьмем Камышин): «Земский дом» (ныне музей), «Народный дом» (ныне ДЮСШ № 1), «Женская гимназия» (ресторация «Запросто») и многое-многое другое. Включая купеческие дома тех купцов, которые спонсировали выпуск открыток.
Во времена СССР мы видим тот же Земский дом, только уже в «чине» «Здание исполкома городского совета», а также ряд других культурных и промышленных объектов, которые украсили город. Любопытно, что во все времена немалое внимание уделялось озеленению: при царе-батюшке увидели свет фотографии Александровского сада (парка) в Камышине, а при генсеке Л. Брежневе — «Парка культуры текстильщиков» и «Сквера у дворца культуры текстильщиков».
...А сегодня мне, как, уверен, всем камышанам, хочется лишь одного: лишь бы города развивались, строились культурные и промышленные объекты, разбивались парки. Чтобы было, что спустя время показать потомкам на фотографиях. Теперь уже в электронном виде. Еще раз спасибо С. Н. Теплову за предоставленную возможность совершить путешествие по Камышину 1969 года.