О, времена, о, нравы! Художник, чьи творения за эти 20 лет были представлены на выставках в Москве и за рубежом, на родине никак не мог представить свое творчество. А Зверховский, несмотря на свои годы, творит... Творит много, плодотворно! Ищет новые пути, цветовые решения, работает с композицией...
Напомним, что в 2012 году на конкурсе «Царицынская муза» Петр Ефимович стал кавалером одноименного ордена и обладателем титула «Человек года». Весной 2013 года в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова состоялась фундаментальная выставка «Глеб Вяткин и Петр Зверховский в проекте «Бубновый валет. Постскриптум». Новацией проекта стало совместное экспонирование произведений разных лет и веков (мастеров художественного объединения начала XX века «Бубновый валет» (из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств) и продолжателей их традиций, современных волгоградских художников — Глеба Вяткина и Петра Зверховского). Этот ход был призван продемонстрировать развитие художественных принципов, берущих начало в искусстве Сезанна, европейского и русского модернизма.
Реализация проекта «Бубновый валет. Постскриптум» стала возможной благодаря огромной работе, проделанной искусствоведом Любовью Яхонтовой (Галерея «Аrt-Ra») и меценатом Николаем Малыгиным (Благотворительный фонд «7Ветров»). К выставке было приурочено издание альбома-каталога, что стало одним из крупнейших событий волгоградской культуры за последние годы.
И вот наступил 2014 год. И вновь любимая Петром Зверховским весна. Мастер полон творческой энергии. Для своей персональной выставки «...И, значит, остались только иллюзии и дорога» в Детской художественной галерее он создал 53 новых работы (три из них в технике «акварель», остальные — «масло»).
На открытии выставки художника приветствовали его друзья и поклонники. Со словами признания выступили Любовь Яхонтова и Николай Малыгин, которые пожелали мастеру творческого долголетия. Среди гостей — известные художники Волгограда Глеб Вяткин (давний друг и соратник Петра Ефимовича), Владислав Коваль, представители администрации области, Волгограда, творческая интеллигенция, журналисты.
Как отметили искусствоведы, устроителям выставки удалось построить концепцию «развития цвета» в творчестве Зверховского. Сам маэстро по этому поводу всегда вспоминает слова живописца, своего учителя Глеба Александровича Савинова: «Мне непонятна судьба красного в картинах Зверховского...» Поэтому Петр Ефимович до сих пор экспериментирует: на выставке можно увидеть период «охры». А вот — синий... ну и, конечно же, красный. Тем интереснее и глубже работы маэстро, тем больше хочется познать его творчество.
Как отметила Любовь Яхонтова, последние годы художник много и увлеченно работал в таком жанре как пейзаж, которым не занимался 19 лет. Именно с работой над пейзажем связывает художник раскованность и свободу в трактовках поверхности, новые фактуры и приемы обобщений. В его пейзажах чаще всего звучат иноземные мотивы, причем не столько увиденные в реальности, сколь сочиненные самим художником, в которых переплелись и средневековая Русь и Утрилло и Дерен и раннее Возрождение.
«Меня Петр Ефимович постоянно удивляет. Его творчество — это сочетание европейской изысканности и живописного «артистизма». Его люди, домики, речки — это уникальный и удивительный мир большого мастера», — признался infokam.su Николай Малыгин.
Напомним, что Петр Зверховский — член Союза художников России с 1981 года. Его работы находятся в Волгоградском музее изобразительных искусств, в частных собраниях в Германии, Голландии, США, Италии, Англии, Франции, Канады, Украины, России.