5 марта в Волгоградском музее изобразительных искусств имени Машкова открылась выставка «Бубновый валет. Постскриптум» (видео). Этот масштабный проект включает работы мастеров художественного объединения начала XX века «Бубновый валет» (из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств) и продолжателей их традиций, современных волгоградских художников — Глеба Вяткина и Петра Зверховского. Проект осуществлен Волгоградским музеем изобразительных искусств, благотворительным фондом «7Ветров», галереей «Аrt-Ra» при поддержке министерства культуры Волгоградской области (видео).
Глеб Вяткин и Петр Зверховский — прямые наследники школы «Бубнового валета». Оба они — ученики Глеба Савинова, который, в свою очередь, был одним из лучших учеников Александра Осмеркина, ученика и соратника Ильи Машкова по «Бубновому валету».
Зверховский — Осьмеркин, Кончаловский — Вяткин
На выставке представлено более 50 живописных и графических произведений. Некоторые из них демонстрируются широкой публике впервые — это работы Машкова, Кончаловского, Лентулова, Куприна, Фалька и Осмеркина. Они хранятся в фондах музея изобразительного искусства и составляют уникальную коллекцию живописных работ начала XX века. Новацией стало совместное экспонирование произведений разных лет и веков. Этот ход призван продемонстрировать развитие художественных принципов, берущих начало в искусстве Сезанна, европейского и русского модернизма.
— Около полутора лет мы шли к реализации проекта, — рассказала infokam.su идейный вдохновитель проекта директор галереи «Аrt-Ra» Любовь Яхонтова. — По признанию исследователей русского искусства, «Бубновый валет» явился своеобразным проводником европейского модернизма в России. Члены художественного объединения, возникшего сто лет назад, впервые в русском искусстве поставили задачу вписать своё творчество в контекст мирового художественного процесса. Они обратились к Сезанну, они несли в себе «провокаторскую», просветительскую, вербующую миссию, создавая российскую модернистскую традицию. К сожалению, она была прервана в тридцатые годы прошлого века. Но, наверстывая упущенные десятилетия, Вяткин и Зверховский — крупнейшие художники нашего времени, чьи полотна известны по всему миру, — по сути, решают ту же задачу, что и «валетцы» в начале прошлого столетия. В выставке особенно интересны исторические и художественные параллели. Это открытый диалог между художниками. И, конечно же, диалог с нами, зрителями!
На пресс-конференции, проведенной перед открытие выставки, перед журналистами выступили директор Волгоградского музея изобразительных искусств Елена Орлова, директор галереи «Аrt-Ra» Любовь Яхонтова, руководитель благотворительного фонда «7Ветров» Николай Малыгин, художники Петр Зверховский и Глеб Вяткин.
«Проект осуществлен, благодаря задумке Любови Яхонтовой — директора галереи «Аrt-Ra» и доброй помощи Николая Малыгина — руководителя благотворительного фонда «7Ветров». Без поддержки Николая Евгеньевича мы бы не осуществили столь масштабный проект в таком объеме и на таком уровне. А главными его участниками стали наши авторы — художники Петр Зверховский и Глеб Вяткин. Все работали с полным энтузиазмом!» — рассказала директор Волгоградского музея изобразительных искусств Елена Орлова.
— Мы живем в жестокие времена, в которых очень трудно приходится талантливым людям, — отметил руководитель благотворительного фонда «7Ветров» Николай Малыгин. — Ведь талантливый человек, как правило, оказывается необеспеченным. Он уязвим. А известность получают немногие. Наше общение с Любовью Яхонтовой начиналось давно — с пленэров Вяткина и Зверховского в Камышине, по итогам которых состоялась выставка. Два года назад был учрежден фонд «7Ветров». За эти годы организовано более 10 выставок в Москве, мы приглашали на пленэры в Камышин художников из разных городов. Я очень рад, что прикоснулся к творчеству Петра Зверховского и Глеба Вяткина еще раз, когда мы воплощали в жизнь этот проект».
Зал Волгоградского музея изобразительных искусств заполнился зрителями в считанные минуты. Выставка «прогремела» задолго до её открытия, отсюда и интерес широкой публики. С приветственным словом к мэтрам волгоградской художественной школы обратились заместитель председателя правительства Волгоградской области Юрий Сизов и председатель областной Думы Владимир Ефимов. Среди гостей были замечены известные журналисты Анатолий Карман и Ефим Шустерман, художники Владислав Коваль и Стас Азаров, представители администрации области и Волгограда, предприниматели, творческая интеллигенция, молодежь. Выступая от имени Фонда «Царицынская муза», основатель Анатолий Карман отметил тот факт, что Петр Зверховский был избран «Человеком года» в регионе. «Когда чиновники повторяют: «Красота спасет мир», — я говорю: красоту спасут те, кто ее поддерживает!», — отметил Анатолий Карман и наградил руководителя благотворительного фонда «7Ветров» Николая Малыгина Серебряным крестом «Меценат».
Диалог двух эпох
На открытии выставки художник Петр Зверховский еще раз напомнил о том, чем живут и «дышат» творцы всех времён. «Художник работает не потому, что что-то его заставляет, — подчеркнул мэтр. — Это его суть, его необходимость. Он не может не работать! До Ван Гога и Сезанна мы не знали, что существует такой мир — мир их художественного видения. Эта выставка — сопоставление. Но мы ни в коем случае не конкуренты. Потому что «Бубновый валет» — это светоч русского художественного искусства. А мы продолжатели. Ведь не меняются жанры — «портрет», «пейзаж» и прочее, — но сегодня живущие находят своё образное решение. Ведь это трактовка сегодняшнего дня. В этом суть искусства!»
Какой же получилась выставка? Об этом infokam.su спросил гостей музея изобразительных искусств.
— С творчеством «Бубнового валета» и наших земляков-художников я знаком давно, — рассказал журналист Ефим Шустерман. — Я вчера до глубокой ночи листал каталог художественных работ, который издан при содействии Н. Е. Малыгина. Думаю, что в Камышине давно заложена хорошая традиция поддержки краеведческого музея, галереи. Я рад, что эти традиции продолжаются. Я не хотел бы вдаваться в культурологические размышления (оставим это профессионалам!), но выставка — подтверждение того, о чем я думаю в течение длительного времени: мы не ценим творчество наших земляков. Я — председатель общественного совета по культуре. Я повторю: мы не можем так относиться к культуре и искусству! Многие считают, что лучше построить еще один свиноводческий комплекс. А не лучше ли вложить средства в культуру и искусство? Почему музей, который ведет огромную работу, должен перебиваться с хлеба на квас? Почему мы не ставим задачу: выкупать для наших музеев работы наших великих талантов? Не надо говорить: «Талант сам себе пробьет дорогу!» Скоро картины наших земляков мы увидим лишь за границей. А сами останемся с чем?..»
— Я очень рад, что такие культурные лучики в наше непростое время возникают на территории Волгоградской области, — продолжил председатель областной Думы Владимир Ефимов. — Организаторы и меценаты приложили серьезные усилия для создания этой выставки. Для людей это погружение в новый мир. Это новое представление природы, искусства, творческого лица мастера — современный импрессионизм, который в будущем будет оценен нашими потомками, на мой взгляд, высоко. Это след в истории творцов волгоградской земли. Я считаю, что их картины должны оставаться на волгоградской земле. Все уровни власти должны работать на эту задачу. И, конечно, нам надо поддерживать меценатов. Это один из важнейших законопроектов, который обсуждается на уровне государства. Если финансово состоявшиеся люди имеют возможность поддержать национальную культуру и национальное искусство в обмен, может быть, на какие-то преференции, — считаю, что это правильно. Речь об исконно русской традиции, инициативу одобрил президент, и я полагаю, что такой закон в ближайшее время появится.
— Я давно дружу с Глебом Вяткиным и Петром Зверховским, — сообщил художник Владислав Коваль. — В советский период им просто не давали «продохнуть». Но ребята не «сломались», ведь они являются продолжателями школы «Бубнового валета». Это наши авангардисты! Меня радует, что они уже в наше время смогли донести своё искусство до нас. Свободно, открыто. Я дожил до того времени, когда они привлекают всеобщее внимание. Нельзя художников равнять под одну гребенку. Разнополярность и мастерство — вот суть выставки. Русская школа авангарда живет — и это радует! Я желаю зрителям чаще ходить на такие выставки.